Влияние моды на человека

Влияние моды на человека

21 мая, 2019 at 17:12

Как мода влияет на человека и общество?

Одинаково одетые подростки, подражающие своим кумирам из ютуба, примерно один и тот же гардероб у мам в декрете, которые гуляют на площадках, потоки ухоженных мужчин в Москва Сити, креативная тусовка на заводе Флакон.

Вглядевшись в разномастную и пеструю толпу, мы в любом случае сможем их разделить на определенные группы, которые придерживаются определенного стиля в тот или иной момент времени!

Мода и стиль – это отличный инструмент и метод исследования, который позволяет понять человека, с одной стороны, с другой же – это визуальная форма коммуникации, умея пользоваться которой, мы сможем больше рассказать о себе окружающим.

Сегодня мы покупаем в разы больше одежды, чем еще 20-30 лет назад, когда за одеждой приходилось стоять в очередях или “доставать” по знакомству у спекулянтов и фарцовщиков. Цены на одежду стали ниже, одежда стала доступной всем, мы уделяем внимание тому, как мы одеваемся, гораздо более тщательно, чем в советский период.

Почему мода влияет на жизнь? Почему мы настолько внимательно относимся к тому, как выглядим?

Ответ может показаться равнозначно сложным и простым одновременно. Мода и стиль – часть нашей жизни, и уже неотъемлемая! Разобравшись во влиянии стиля и моды на нашу жизнь, мы прийдем к более интересному и глубокому пониманию процессов, которые влияют не только на наш выбор наряда, но и в целом на те или иные изменения, от психологических до экологии, которые влияют на нашу жизнь, и на социум в целом.

О женской моде

В мире животных – все смотрели эту передачу? Вроде бы мы ушли от животных аспектов проявлений в социальных выражениях, однако, все-таки у нас с животными есть что-то общее. Мы живем в группах, общаемся также со своими, работаем в той или иной сфере, где правила игры и стиля вполне определены.

Так или иначе, мы подражаем друг-другу, встраиваем себя в современный формат и стиль жизни, а это очень влияет на систему моды и стиля – на то, как мы с вами одеваемся.

Возможно, вы мне возразите, что вы индивидуальны и одеваетесь не так, как это делают все. Но, представьте, вы идете на деловые переговоры, а вам лично очень нравятся кринолины 18-го века, что вы наденете? Кринолин или ожидаемый деловой костюм?
Или вы идете гулять с ребенком в парк. Наденете ли вы на прогулку изящные босоножки на шпильке и с тонкими ремешками? Уверена, что нет.

Чтобы проявить свою индивидуальность, совсем не нужно изображать нечто необыкновенное.
Чтобы заслужить доверие своего круга, нужно выглядеть чуть лучше и чуть оригинальнее, чем выглядят те, кто принадлежит вашему кругу.

Все! Это так просто, и это так сложно одновременно! Но именно поэтому в данном вопросе и следует разобраться!

Каблуки

Когда-то очень давно каблуки были придуманы для того, чтобы сделать ножку дамы более изящной, а саму даму – чуть-чуть выше. Если мы зайдем в музеи костюмов в любой стране, то сможем увидеть весь процесс эволюции этого непростого элемента обуви.

В современности, как видите, каблук остался только для определенных случаев и дресс-кодов. Хотя, еще совсем недавно, мы носили каблуки и в пир, и в мир! Сейчас же во главу угла встало красивое удобство!

А еще уверенность в себе- вот то, что позволяет современным женщинам отказаться от этого элемента в одежде.

Макияж

Примерно те же процессы идут и в тенденциях макияжа и средств декоративной косметики. Опять же, обратившись к истории, мы можем увидеть и напудренные парики, и намеренно выщипанные брови и беленые лица по моде определенного времени, сейчас жизнь стала быстрее и динамичнее, поэтому и то, что мы демонстрируем во вне, меняется. Макияж стал более естественным, но отнюдь не более простым!

Появились технологии, появились новые средства. И часто нужно даже учиться больше для того, чтобы сделать лицо свежим, естественным и натуральным, чем просто купить что-то в косметическом супермаркете и накраситься по-старинке.

И да, кто-то может уверенно ходить без макияжа, кто-то учится создавать естественный красивый цвет лица с использованием косметических средств, кто-то использует их больше, кто-то – меньше! Главное в этой истории то, что теперь есть выбор, и каждая женщина может его сделать так, как ей это нравится, как ей удобно и комфортно!

И это тоже веяние моды, новое проявление стиля каждой женщины!

Одежда

Отражение в зеркале – оно может нравиться, а может не нравиться. Но когда оно нам нравится, мы воспринимаем его как что-то, в чем соединяется наше внутреннее и внешнее проявление: нам нравится то, как мы себя чувствуем в определенной одежде, с определенными аксессуарами.

Это похоже на своего рода исследование закоулков своего сознания, которое говорит о разных наших проявлениях в разных жизненных ситуациях, при разном настроении.

Филосов Ларс Свендсен находит, что произошло смещение человеческой идентификации. В современной культуре люди ведут поиски себя уже не только внутри, но и снаружи. (“Дресс код”, Мари Гринде Арнтцен).

Отражение в зеркале для нас тебе более значимо. И мы выстраиваем самоидентификацию через наш облик! Также Свендсен говорит: “Мы ищем идентичность в теле, а одежда является его непосредственным продолжением. Поэтому одежда и становится для нас столь важной!”

Проследите истории героев литературы и кино, то, как описывают их авторы, то, как одевают костюмеры, найдите взаимосвязь с тем, что хочет сказать костюмер или автор о своем герое.

Один из очень говорящих примеров: герой Арнольда Шварцнеггера в кинофильме “Терминатор”. Когда Терминатор отправляется помочь мальчику из будущего, в современности он появляется вовсе без одежды. Идентифицировать его невозможно (вспомните немые лица посетителей кафе). И лишь тогда, когда он облачается в костюм байкера, все становится на свои места.

Положительные факторы

Мода и стиль – это два кита, которые помогают современному человеку самоидентифицироваться в обществе. При этом вне зависимости от того, как вы будете применять стилистику в своей жизни.

Вы можете отвергать все правила и дресс-коды, но вы будете же что-то надевать на себя, даже если не принимаете требований дресс-кода “синего костюма”. Вы расскажете о себе шелковым платьем на серьезных переговорах. Вы подтвердите факт наличия на себе шелкового платья тем, что скажете, и создадите определенное впечатление.

Вы можете следовать дресс-кодам и быть в стае тех, с кем живете и работаете, и наденете кроссовки для прогулки с ребенком в лес, потому что это удобно. Вы наденете красные (или, например, золотые кроссовки), потому что вам так хочется, так говорит Ваша индивидуальность. Но вы все-равно проявите себя через одежду.

Как ни крутите, все-равно вы будете одеваться.
Как ни крутите, вы можете овладеть интересным инструментом, который поможет вам в жизни!
Как ни крутите, вы будете производить определенное впечатление.

Отрицательные факторы

Опасаться стоит бездумного потребления. Но, с этим, думаю, уже почти все справились. Давно канули в лету погони за чем-то эдаким и уникальным. Сейчас не только вещь определяет уникальность человека, но и умение ее носить так, как не может никто другой.

Вывод – Стоит ли следить за модой?

Так стоит ли следить за модой?

Безусловно – да!
Мода – это про современность!

Умение использовать моду на благо своего стиля – это про современность втройне. Ведь именно это умение дает вам возможность не обновлять гардероб ежеквартально с учетом того, что произвели дизайнеры, а вписывать новые, приятные вам, веяния в свой гардероб, создавая то самое уникальное настроение только Вашего стиля!

Как справиться самостоятельно?

Легко! Важно понимать, на что следует обратить внимание, что будет актуально более-менее длительный период, что будет оптимальным вложением в гардероб! И еще важно знать, в каких магазинах и что продается, и, конечно, уметь выбрать то, что вам подойдет лучше всего! Если у вас возникают сложности и вы устали от самостоятельных многочасовых и безрезультатных походов по магазинам, можно заказать эту услугу у меня, воспользовавшись формой отправки данных ниже!

Подписывайтесь на мои социальные сети:

Там еще больше интересной информации!
Частный профиль Евгении Никитиной в Фейсбук!
Инстаграмм Евгении Никитиной @mia_donna_ru

Как влияет на нашу жизнь мода? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но понятно точно, что дизайн и мода стремяться охватить все аспекты окружающей человека среды. Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Чувство прекрасного свойственно человечеству испокон веков. Едва человек осознал себя человеком, он начал украшать свое тело и одежду, орудия труда и окружающее его пространство (пещеру, хижину, дом и очаг). Сегодня трудно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке "красиво-некрасиво". Понятие красоты у него, наверное, вначале было неразрывно от понятия "полезно". И хотя впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещицами, суть сочетания "красиво-полезно" потаённо осталась и по-прежнему отражает некую гармонию вещей и явлений с учетом достижений человеческого разума. Но почему мы так хотим окружить себя именно красивыми дорогими вещами, создать неповторимый интерьер своего дома, носить дизайнерскую одежду, выпущенную в одном экземпляре? Наверное, нам важно чувствовать себя комфортно во всем, что нас окружает, в тоже время быть не похожими друг на друга, иметь свой собственный стиль. Мы уверенны, что от правильно выбранного дизайна, например квартиры, жизнь станет более стильной, современной и счастливой. Выходит, что мы сами хотим оказаться под влиянием современного дизайна окружающего нас мира. Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, речи, так называемым модным "знакам". Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения. В детстве нас родители учат, чтобы мы не делали как все, чтобы были самостоятельными. Но совершенно другая манера поведения нам свойственна, когда мы взрослеем: мы либо находим себе идеал и подражаем ему во всем, либо следуем массовым тенденциям поведения, боясь пойти против общества, боясь быть изгнанными. Интересное явление. Так как каждый человек в разной степени пытается следовать постоянно меняющимся тенденциям моды и дизайна, мода с течением небольшого периода времени оказывает влияние на самого человека, причем не только на внешность, но и на мышление. К примеру, с появлением показов модной одежды образуются новые эталоны красоты. Динайнеры-модельеры конца 80-х начала 90-годов предпочитают высоких стройных девушек с большими, широко поставленными, желательно светлыми, миндалевидной формы глазами, с большими чувственными губами, либо маленькими и пухлыми, с длинными прямыми волосами, с параметрами 90-60-90 (меньше можно, больше нежелательно). Вкусы мужчин соответственно меняются. Женщины в свою очередь стремятся соответствовать стандартам. Таким образом, средний вес молодой девушки за последние 25 лет уменьшился на 10-15 кг., не говоря уже о других частях тела, которые стало возможно изменить при помощи оказываемых услуг салонов красоты и по средствам пластической хирургии. Выходит, что дизайнеры могут влиять своей деятельностью на человека. Какой они нам образ нарисуют, так мы и будем выглядеть? Ну не сразу, конечно, пока наше сознание привыкнет и перестроится… По-моему, дизайн и мода — такое же влияние на толпу как и религия… Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.

Читайте также:  Где хранить тушь для ресниц

На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:

1. В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).

2. Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:

2) социальная дифференциация и мобильность;

3) открытость (развитые каналы коммуникации);

4) избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).

Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество "равных возможностей", в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.

Г. Зиммель выдвинул "элитарную концепцию" моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название "концепция эффекта просачивания". Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно "просачиваются" сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.

Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые "моды" возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: "Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет".

Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX—XX вв. и молодежи во второй половине XX в.

Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальнымигруппами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.

Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: "Мода по своей сути является подражанием"). Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды — ярким тому примером был "Король — Солнце" — король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Таль-они, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. — кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям.

На ряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в.

В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, "моды" (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, "новые романтики", рэпперы, "зеленые"; в начале 1990-х гг. — "гранж". Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, — битников, хиппи, "левых" студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое "я". У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции.

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.

Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека.

Читайте также:  Бурятские унты фото

Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации (об этом подробнее см. в п. 8.5.3.). Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения.

Моду исследовали и как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Г. Зим-мель дал такое определение: "Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности". Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: "Смысл существования моды — нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) — это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения" (Л. Петров). Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения — в психологическом законе "угасания ориентировки": многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит "норму адаптации" к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969—1972 гг. — попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже "созрел" для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоран: "Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого".

Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: "Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости". Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: "Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье — она уже чувствует себя леди" (П.Нистром).

Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флю-гель предложил теорию "движения эрогенных зон", которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.

Что заставляет людей, часто вопреки здравому смыслу, делать одно, и не делать другое? Каков механизм внедрения посредством моды различных тенденций в общество? Кто управляет модой и каковы цели общества потребления, разберём в этой статье.

Что такое мода

Если посмотреть вокруг, можно увидеть, что многие люди в разной степени стараются следовать модным на сегодняшний день тенденциям. Из опубликованных в прессе социологических исследований можно узнать, что больше трети населения России интересуются и стараются следить за модой. Социологи определили, что около 39% россиян интересуются модными тенденциями. Из них 18% утверждают, что они одеваются в соответствии с последними трендами в моде.

Сторонниками моды в основном являются женщины и молодёжь, но среди них есть и мужчины и представители старшего поколения. По мнению историка моды Александра Васильева, россияне больше следят за модой, чем европейцы.

«Во Франции за модой следит не больше 7% населения, это говорит о том, что мода в России очень востребована», — сказал Васильев.

Возникает вопрос, что же такое «Мода», за которой огромная часть населения нашей планеты гонится и готова на многое ради неё? Определений слова «мода» много, вот некоторые из них:

  • Мода — это совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время.
  • Мода — это временное господство определённого стиля.
  • Мода — это непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни. В узком смысле — смена форм и образцов одежды.
  • Мода — это непрочная, быстропроходящая популярность.
  • Мода может определять тип или форму одежды и аксессуаров, набор идей, принципы поведения людей, привычки в обществе и этикета.

Исходя из вышесказанного, можно сделать обобщающее определение моды примерно следующим образом:

Мода — это массив информации, который содержит в себе определённые образы, алгоритмы поведения и мышления. Мода — способ устойчивого распространения информации в обществе.

Мода бывает на стиль в одежде, на образ жизни, развлечения, стили искусств, литературы, архитектуры, кухни и так далее, которые популярны в данном обществе и в определённый отрезок времени. Важная характеристика моды — стремление следовать новому. Принцип новизны и модности зависит не столько от объективного времени создания предмета, сколько от момента его вхождения в систему выбранных ценностей и прославления, признания в обществе.

Всем известно знаменитое выражение Бернарда Шоу: «Мода — это управляемая эпидемия». Реальная жизнь показывает нам, что Бернард Шоу был абсолютно прав.

Немного истории

История моды уходит своими корнями к традиции. Традиция — тоже некий массив информации, как и мода, только в ней нет элемента новизны.

Люди во все времена носили одежду определённых фасонов, цветов, украшенную узорами, которые и в прошлом, и поныне выражали и выражают их культурную и субкультурную принадлежность. Раньше люди танцевали традиционные танцы, проводили традиционные обряды встреч, прощаний, погребения, свадеб и пр.

Первые признаки моды появились как средство разделения на слои общества. Выделившаяся часть общества, которая причислила себя к «высшему свету» могла материально позволить себе некоторые излишества. Поэтому для отделения себя от остальной «толпы» они носили другую одежду, имели другие манеры, и так далее. Так в моду вошли различные наряды, этикет, манеры, привычки, некоторые обряды (чаепития, посещения театров, украшения и т.д.), которые не только отделяли «элиту» от толпы, но и расслаивали её на ещё более мелкие подслои.

Расцвет моды приходился на эпоху Средневековья. Крестоносцы принесли в Западную Европу из Леванта информацию о тамошних изысканных тканях и шёлке. В Северной Европе шёлк был импортным и считался большой роскошью. Состоятельные люди могли позволить себе парчу из Италии и другие дорогостоящие вещи.

С появлением машинного производства недорогая одежда стала доступна широким слоям населения. Тогда же появилась и мода в стиль одежде, как глобальное явление, это произошло во Франции в XVII веке. На протяжении истории источником новомодных тенденций в одежде были разные страны. На данный момент самым «модным» городом считается Париж, но ранее моду задавали Италия, Испания, Англия.

Напомним, что мода — это информация, и скорость её циркуляции всегда напрямую зависела от господствующих технологий своего времени. С развитием торговли происходил синтез культур, а через людей, которые перемещались и контактировали друг с другом увеличивался и информационный обмен. А с развитием информационных технологий мы все погрузились в информационный массив планетарного масштаба, скорость циркуляции информации возросла, возможности влиять посредством моды на массовую статистику поведения людей приобрело огромную силу.

Влияние моды на мысли

Если посмотреть на человека как на представителя вида «человек разумный», то можно увидеть наличие в психике алгоритмов стадно-стайного поведения. И, с этой точки зрения, можно рассмотреть первопричины, почему же люди реагируют на моду. Для выживания в стае/стаде можно выделить две основные формы поведения:

  • это либо выделиться и стать лидером,
  • либо стать как все, не допуская, чтобы тебя причислили к изгоям.

Мода позволяет на информационном уровне сделать и то, и другое. Отсюда стремление определённой части общества немедленно приобщиться к «последним тенденциям». Особенно это заметно по представителям «звёзд» шоу-бизнеса, различным медиа-персонам. Таким образом, они стараются закрепить за собой позиции вожаков, за которыми идёт бездумная толпа.

Другая часть обывателей не включается сразу в процесс обновления своего стиля следуя за модой, но позже, когда большинство их окружающих трансформировалось вслед за новыми тенденциями, тоже следуют за ними, ведь оказаться «белой вороной» никому из них не хочется.

К сожалению, многие пытаются самоутвердиться не при помощи ума, поступков, добрых дел, а используют для этого внешние атрибуты: одежду, причёски, татуировки, пирсинг и тому подобные приёмы. Иными словами все эти внешние атрибуты, если они встают во главе угла, по сути своей, не более чем попытка заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворённость человека самим собой.

Думаем, такие люди считают, что это поможет им преодолеть некоторые недостатки, комплексы. Например, неумение познакомиться с девушкой заставляет парней одеваться «по последнему писку» моды, как бы делая заявку на причисление себя к лидерам «стаи», татуировки придают «брутальный вид», делая вид парня «круче», манеры поведения позволяют причислить их к некоторым субкультурам, от «рэперов» до «гопников». Однако, эти приёмы лишь маскируют, скрывают недостатки, не исправляя их.

Примеры «модного» влияния

То, что мода влияет на людей, заставляя (часто в обход сознания) делать одно, и не делать другое, было замечено давно. При современном развитии информационных технологий, технологий социального инжиниринга[ 2 ] на данном этапе процесса глобализации было бы странно, если бы мода не использовалась как инструмент для достижения определённых целей. Рассмотрим некоторые тенденции, которые можно проследить, если взглянуть на мировую культуру с пониманием технологий целенаправленного воздействия на психику людей.

Например, эмансипация началась вслед за модой на женскую одежду, которая раньше считалась сугубо мужской. Женщины, борясь с некоторыми видами социальной зависимости, в итоге приобрели не свободу, а нового хозяина.

Читайте также:  Выбор карниза для штор

Коко Шанель первой приспособила мужские брюки для женщин

Одежда, выпячивающая «женские прелести», вкупе с другими технологиями, помогла внедрить в общество культ обнажённого тела. А это, в свою очередь, стимулировало через половые инстинкты смену жизненных ценностей и идеалов. Секс, а не создание семьи стал целью большинства знакомств, а иногда даже стал приравниваться к Любви. Отсюда и падение нравственности.

Сейчас можно наблюдать внедрение такого явления как пидорасинг. Многие считают это слово не литературным, ведь ему придуманы более «приличные» аналоги, но мы предпочитаем называть всё своими именами. Здесь задействован большой набор инструментов, но мы рассмотрим влияние моды. Пидорасинг неприемлем для большинства, ведь он противоречит природе человека, и быстро внедрить его не получится, поэтому процесс идёт маленькими, «незаметными» шажками. Кстати, какую-то часть этого процесса мы описали в одной из наших работ: «Юмор как инструмент управления обществом».

В моде сейчас обтягивающие штаны для мальчиков по аналогии с такими же вещами для женщин (происходит стирание границы гендера). В моде (получается, что мода это не только одежда, но и манеры, устойчивые словесные выражения) новый вид мужского приветствия: сейчас мужчины при встрече целуются, что нам активно демонстрируют с экранов телевизоров различные медиа-персоны. И их жеманные поцелуйчики отличаются от традиционного на Руси троекратного поцелуя как обычного способа выражения приязни гостю (гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом, поскольку гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев). В моде «успех» на «выходящих из ряда вон» способах самовыражения, и поддерживаемая тенденция вручать различные призы всяких «евровидений» исключительно лицам нетрадиционной ориентации. В моде мужские причёски, которые недавно считались исключительно женскими, розовый цвет в мужской одежде, украшения, окрашивание волос, татуаж бровей. Есть даже мужские стринги!

Это всё вместе работает по технологии «окна Овертона», медленно ломая стереотипы и сдвигая явление из категории «неприемлемо» сначала в категорию «допустимо», а затем, через несколько таких сдвигов, пидорасинг может стать нормой в обществе.

В сети интернет много разных мнений по вопросам растущей моды на татуировки, выскажем своё мнение. Мы согласны с утверждением, что историческим предком татуировки является клеймо. Затем явление трансформировалось, и одно из последних свойств — принадлежность к определённой субкультуре (например, тюремной). В чём здесь «фишка»? Любой субкультуре свойственны свои атрибуты (метки): идеалы, ценности, алгоритмы поведения и т.д. Сделавший татуировку, бессознательно «подключил» себя к этой субкультуре, и алгоритмика, присущая субкультуре и символам татуировки, в какой-то мере теперь будет проявляться и в его поведении. Вот вам и социальный инжиниринг в действии.

А что, и какие явления при помощи моды убирают из нашей жизни? Целомудрие, скромность, естественность у женщин. Мужественность, отстранённость от внешних атрибутов у мужчин.

Чтобы представление об управлении с помощью моды у читателя было более полным, советуем в дополнение прочесть одну из наших работ, где мы на примерах разобрали Полную Функцию Управления (ПФУ), где мода разбиралась в качестве одного из примеров: «Полная функция управления в жизни, или как распознать чужое управление».

Механизм управления через моду

У читателя не должно сложиться впечатления, что мода — это безальтернативно плохо. Мода лишь инструмент, с её помощью можно продвигать не только плохое. Что же позитивного становится модным в наши дни? Мода на здоровый образ жизни, на трезвость, на здоровые зубы, на рельефные мышцы. Мода на одноэтажное строительство, на красивый ремонт в доме, на конструкционно удобные окна (лучше деревянные, но по технологии стеклопакетов). На здоровое, адекватное питание, на лечение травами, другими немедикаментозными средствами. Можно много ещё чего привести. И пусть эти явления не так популярны, как другие, но всё же мода на это присутствует и влияет на общественные процессы.

Основой для того, чтобы система функционировала, является два фактора.
  • Алгоритмы стадно-стайного поведения (о нём мы уже упоминали). Они заложены в природу человека и позволяют обществу выжить на ранних этапах эволюции. Люди стремятся либо стать лидерами (вожаками), либо стать «как все», не выделяться, чтобы не стать изгоями.
  • Вторым фактором является свойство «толпаря» ориентироваться во всём на «авторитета».

Таким образом происходит бесструктурное управление обществом, когда следовать моде никого не заставляют насильно, но люди «сами» делают так, как предписывает мода.

Как же что-то становится модным? Видится два пути.

Рождённая идея подхватывается людьми потому, что она гармонирует с их представлениями о жизни, с их идеалами и ценностями. А с развитием коммуникаций идеи распространяются быстро, и если они «легли на душу» какому-то количеству людей, то они становятся модными.

Второй путь основан на знании процессов управления и выстраивании мировой индустрии по продвижению моды. Думаем, все понимают, что мода затрагивает не отдельные страны и народы, она глобальна. Понятно, что есть какие-то локальные модные тендеции, но в целом мода оказывает влияние на всё человечество. Соответственно, модой управляют те люди, которые управляют глобальными процессами на Земле. Назовём их «мировая закулиса». Рассмотрим процесс управления на примере моды на одежду. Сколько ежегодно в учебных заведениях выпускается модельеров одежды? Думаем, тысячи. Все ли они умеют конструировать одежду? Да. Много ли среди них таких, которые могут это делать талантливо? Думаем, что это хоть и небольшой процент от общего количества, но всё равно это многие и многие сотни.

А сколько в мире домов моды и модельеров, которые определяют все мировые тенденции в одежде? Их единицы. И эти немногочисленные «законодатели» моды подбираются на эту роль, если они соответствуют определённым параметрам, в том числе и нравственным. Для целей управления всегда строятся планы. И для управления глобальными общественными процессами планы также есть. Если творения модельера вписываются в тенденции, определённые «мировой закулисой», то такой человек получает поддержку (финансовую, информационную и т.д.). В дальнейшем ему только остаётся улавливать эти тенденции и оставаться в их русле. Немногочисленные кутюрье отлично справляются со своей задачей, поэтому несменяемы на своих местах.

Показанные на весь мир новые коллекции сначала подхватываются различными медиа-персонами, которые играют роль вожаков или авторитетов. Затем многочисленные предприятия, адаптировав для массового покупателя, выпускают одежду для широких слоёв населения и толпа, следуя модным тенденциям, подхватывает и продвигает заложенные в них цели. Так и появляются в обществе различные явления как бы «ниоткуда», «сами собой», но никто не может «раскрутить» клубок до субъекта, с которого и началось внедрение в жизнь того, или иного явления.

Если продолжать разговор о моде на одежду, то возникает вопрос: почему так часто она обновляется? Считаем, что частая смена стилей и коллекций во-первых, не позволяет расслабляться и тем, кто моду диктует, и тем, кто за ней следит. Таким образом, внимание человека переключают на постоянное соблюдение навязанных правил в ускоренном режиме, а сам процесс управления, в котором мода выступает лишь инструментом, выпадает из его зоны видимости. И во-вторых, вынуждает людей менять гардероб задолго до износа. Это формирует общество потребления. Для того, чтобы люди имели возможность менять вещи часто, вынуждена работать промышленность — от производителей хлопка до энергетиков. Да и сами люди вынуждены работать больше, чтобы иметь средства на покупку новой одежды.

Зачем это нужно «мировой закулисе»? Мода на одежду решает вопрос всеобщей занятости, это отнюдь не маловажный вопрос, ведь люди вынуждены большую часть светового дня посвящать работе, при этом времени на собственное развитие практически не остаётся. В приложенном видео Артём Войтенков отлично раскрыл механизм работы моды, однако цели, на наш взгляд, указал неверные.

Если у людей появится свободное время, то они будут тратить его в том числе на поиски ответов на фундаментальные вопросы: о смысле жизни, о светлом будущем. Рано или поздно разберутся, почему живём не так, как представляется в идеале, а иначе. И тогда «мировая закулиса» потеряет управление, а им этого не нужно. Они предпочли создать общество потребления, на поддержание которого перемалываются ресурсы планеты и создаются горы мусора. Но так всё время продолжаться не может. Мы либо исчерпаем ископаемые ресурсы и завалим Землю мусором и погибнем, либо изменим уклад и будем жить в гармонии с Природой.

Заключение

Как должна выглядеть мода в обществе Человеков (с большой буквы) и как к этому состоянию перейти? Прежде всего, необходимо понимание в широких слоях общества того, что мода — инструмент бесструктурного управления, у которого есть конечные цели. Эти цели нужно уметь выявлять, а затем сопоставлять со своими целями. И если они различаются, то нужно идти к своим целям даже вразрез с поведением большинства. Человек может выделиться своими поступками, своими творениями, а не какими-то внешними атрибутами. Одежда должна быть не только удобной, красивой и чистой, но и гармонично соотноситься с законами самой природы Человека. Привычки должны помогать нам оставаться здоровыми и красивыми, увлечения должны вести нас к развитию. Только так нас и наших потомков ждёт светлое будущее. У нас есть всё, чтобы сделать его реальностью.

Дополнительные материалы по теме:

Как двигают Окно Овертона

В 2014 году в рунете широкое распространение получила статья «Окно Овертона», посвящённая технологии легализации в обществе совершенно чуждых ему идей. Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей, которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии десакрализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой. Движение становится для общества незаметным, потому что происходит растянуто, на протяжении нескольких лет, но при активной промывке мозгов средствами массовой информации.

Против нравственности, традиционной семьи и общественных норм объявлена война. Только активное противодействие каждого может остановить этот процесс и развернуть его вспять.

Игры Королей: Модный приговор

Огни торгового центра переливались тысячами оттенков. Громко играла музыка, а с высоты птичьего полета суета покупателей напоминала суету растревоженного муравейника. «Чёрная пятница» была в самом разгаре и четверо наших старых знакомых решили инкогнито посетить один из крупнейших торговых центров, чтобы полюбоваться на плоды своей работы. На верхнем этаже, откуда открывался неповторимый вид на все это суетливое безумие, стояли четыре неприметные фигуры: король телевидения Иван Иванович, повелитель секс-индустрии Пётр Петрович, пищевой магнат Дядя Миша и владелец корпорации моды и глянца Семён Семёнович…

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Ссылка на основную публикацию
Виталина и прохор шаляпин фото
Влюбленные опровергли слухи о разладе в их отношениях. В последнее время Прохор Шаляпин и Виталина Цымбалюк-Романовская провоцировали множество слухов о...
Букет из рафаэлло и роз
Мастер Класс Английская Роза из конфет и гофрированной бумаги Вот еще один ответ на вопрос, который мне прислали на электронную...
Букет из салфеток в горшке
Татьяна Воронина Мастер-класс «Букет из салфеток» Мастер-класс «Букет» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам предложить попробовать сделать такую же...
Вискозная ткань что это такое
В разнообразии материалов выделяется ткань вискоза. Она имеет привлекательный и красочный внешний вид, а сшитые наряды из этого полотна поражают...
Adblock detector