Венок на голове девушки

Венок на голове девушки

ВЕНОК

В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. По представлениям наших предков венок символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, календарные погребальные и прочие. Их использовали практически во всех важных случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех бед и неприятностей.

Испокон века венок был обязательным элементом национального украинского женского костюма. Для украинской девушки он был символом вечной любви, девичьей чести. Девушка, которая потеряла девственность, не может носить венка. Отдать венок милому — отдаться ему. Венок защищал от «дурного глаза», от «нечисти», его называли «знахарем души» — такая в нем сила была, что он уберегал от ран телесных и душевных. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Об этом говорится в старинной легенде. Шла девушка по калину. Встретил ее парень и говорит: “Сними венок – моя будешь”. Не велела мама снимать венчик, но парень был такой хороший, говорил так красиво, и ласковый взгляд его согревал сердце. Сняла девушка венчик, а парень превратился в страшного черта и забрал ее к себе.

Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для какой цели. Традиционный украинский венок выплетался из двенадцати цветов, каждый из которых имел свое символическое значение.

  • Бессмертник – символ здоровья.
  • Бархатцы — верности, красоты.
  • Тысячелистник — непокоренности.
  • Барвинок – жизни и бессмертия души.
  • Калина – девичьей красоты.
  • Любисток – преданности.
  • Ромашка – девичьей чистоты, верности.
  • Ружа, Мальва, Пиония – веры, надежды, любви,
  • Василек — красоты.
  • Хмель (усики) – гибкости и ума.
  • Мак – печали, грусти, любви.
  • Незабудка – постоянства.

Кроме цветов, украинский венок украшали еще и разноцветными лентами. И здесь тоже были свои определенные правила. Люди верили в силу лент, они оберегали волосы от чужих глаз. Длина лент не была произвольной. Отмеривались они по длине девичьей косы и обрезались немножко ниже, чтобы закрыть ее, каждый цвет имел свой особый смысл. И ввязывали их в венок в определенном порядке: самую первую в венчике – посередине, вяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы. По обе стороны от коричневой вплетают желтые ленты – символ солнца, за ними светло-зеленые – символ красоты и молодости. Затем голубые и синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье. Далее вяжут оранжевую ленту — символ хлеба, фиолетовую – символ мудрости человека, малиновую – символ душевности, искренности, розовую – символ достатка. Ввязывали в венок и белую ленту, причем концы ее должны были быть расшиты серебром и золотом. На левом конце вышивали солнце, а на правом – месяц. Если лента не была вышита, то ее не ввязывали, так как она была символом памяти об умерших предках.

Количество и набор цветов в венке не были раз и навсегда заданными, это зависело от разных обстоятельств: для девушки или для женщины он плетется? От их возраста, от вида венка, его предназначения. Кроме так сказать главных, украинский венок плели еще из множества других трав и цветов. Трудно точно перечислить их, потому что в разных областях Украины были свои предпочтения и традиции, но приблизительный их перечень такой: вишня, яблоня, чабрец, полынь, мята, душица, донник, девясил, первоцвет, вереск, лилия, папоротник, ландыш, подснежник, цикорий. Этнографы насчитывают более 70 видов украинского венка. Их можно разделить на возрастные, ритуальные, обрядовые и магические, многие из них имели «говорящие» названия.

Если девочка росла сиротой, то в косу она вплетала голубые ленты. И люди во время встречи одаривали такую девочку подарками, хлебом, деньгами, тканями и одеждой. Желали ей счастья и богатства. Бездетные люди просили ее стать им дочерью. После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями и все ее поздравляли и желали здоровья и счастья ребенку.

Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось три года, мама сплетала ей первый веночек. В него вплетали бархатцы, незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.

В четыре года плелся другой веночек, в него доплетался бессмертник, листья яблони или багульника. А когда девочке исполнялось шесть лет, то в веночек вплетали мак, который давал сон и берег разум, а также вплетали василек. Для семилетней девочки плели венок из семи цветочков и впервые -цветы яблони. Потом плелся венок девицы из ромашки и васильков с добавлением любых других цветов.

И, наконец, приходило время Венка Любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.

Если девушка имела парня, а он всё никак из-за нерешительности не засылал к ней сватов, то ей нужно было сплести Венок Надежды из васильков и полевого мака. Такой венок нужно было собственноручно надеть на голову своему избраннику, и он тот час же избавлялся от нерешительности!
Еще плели Венок Преданности. Его основой являлись васильки, а между ними вплетали цветущий любисток. Об этом венке есть легенда. Жили в Украине две птицы: Любисток и Василек. Были они красивыми и за это люди убили их. Нашли себе убежище в роще последние двое из их птенцов, и скорбь сдружила их настолько, что все ставили их в пример:

– Дай Бог вам такого согласия и преданности, как у Любистка и Василька, – благословляли в жизнь матери своих детей. До конца своих дней учили Любисток и Василек всех любить и оберегать друг друга, уважать. А как умерли, то проросли двумя ароматными цветками.

Существовали «Венки Разлук», которые дарились парням и мужчинам, отправляющимся на войну или на заработки, или если парень разлюбил и встречается с другой. Основой этих венков были первоцвет, как символ недолговечности, и вереск – обозначавший одиночество и безнадежность.(подробнее в соответствующих статьях)

Важную роль в жизни девушки играл свадебный обряд, который начинался со сватовства. Существовал обычай вручать любимой или любимому венок в знак согласия, который позже перерос в традицию обмениваться кольцами в знак помолвки. Если девушка была согласна выйти за сватавшегося к ней парубка, она, как правило, надевала барвинковый венок. Нередко на шляпу жениху, оберегая его от сглаза, надевали венок из искусственных цветов или разноцветных ниток.

В свадебных обрядах венок является символом брака и одновременно — символом девичества невесты: например, свадебный венок не надевала выходящая замуж вдова или невеста, утратившая девственность до брака. Брачные венки обычно сохранялись в семье для счастья в супружестве: их хранили за образами, чтоб брак был крепким, зашивали в подушку новобрачной или подвешивали в доме на потолочной балке, или над дверью.

Были у славян и особые пародийные, шутовские венки, сплетенные из колючек, крапивы, соломы и т.п. Их надевали на голову подставной «невесте» или ряженой «молодице». На Украине до сих пор в некоторых местностях сохранился обычай такие венки надевать в конце свадьбы отцу или матери новобрачных, если те женили своих последних по возрасту детей.

Читайте также:  Бежевые туфли с черными колготками можно носить

Кроме свадебного, венки участвовали и в других обрядах наших предков, обычно выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи. В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий. Так, например, на Степана сеновала 15 августа плели так называемый Степанов венок из двенадцати целебных трав: мяты, божьих слёзок, пижмы, клевера, полыни, ромашки, душицы, тысячелистника и других. Называли такой венок — «солнце с маревами». Всей семьёй, травинка к травинке, цветок к цветку собирался он и бережно свивался. Принеся в дом, его «славили» и вешали в красном углу. Обычно такой венок использовали для лечения болезней и как оберег. Когда приходили беда, старшая женщина в доме отрывала от венка несколько травинок и цветков, и окатывала их крутым кипятком. Дом наполнялся ароматом, который считали целебным, верили, что добрый дух цветущего луга поможет одолеть любые недуги и беды. По поверьям, сила этого венка сохранялась до будущей весны – до 10 апреля, когда ему на смену придет цветок мать-и-мачеха. Особое значение придавалось Жатвенному Венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что Жатвенный Венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.

Богодухов день, третий в празднике Троицы, отмечают девушки особенно. Они организовывают различные забавы, например, «водить Тополю»: выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги с шуточными песнями Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.

Одним из распространенных ритуалов на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под "дерево счастья" сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы.

Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали свою будущую судьбу. Если венчик поплывет — девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу — не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.

На венках совершали приворотные заговоры. Цветы могут быть любыми, но срывать их нужно очень рано, пока не просохла роса (примерно до 9 часов). Надо сплести из них венок и надеть его на голову. Это будет "венчик брака" — противоположность и защита от колдовского "венчика безбрачия". Надев на голову венок, произносят трижды такой заговор: "Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись, ко мне повернись и на меня посмотри!". Внимание мужчин обеспечено, и вы выберете своего единственного из двенадцати молодцов. Этот венок, засушив, носят с собой, завернув в чистый лоскут.

На Троицу плели венки во время сбора «троицкой» зелени, предназначенной для украшения дома и двора. В головные венки часто вплетали полынь (подробнее – в соответствующей статье) как надежную защиту от русалок. Старались в Троицын день не выходить из дома без венка, их надевали и старые, и малые, и мужчины, и женщины

Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега для дома на ореховый спас плели венки из орехового дерева (лещины) – для отвода всех стихий и злых людей от стен жилища. А для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. Венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Если девушка на яблочный спас сплетет венок из яблок, то по поверью, в следующем году она обязательно выйдет замуж, а если она уходила в монастырь, то ей плели особый монашеский венок (подробнее – в статье «Лилия»).

Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.

После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод.

Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие веки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.

Поговорки о венке: «Кто умеет веночек свить,- тот умеет жизнь любить». «Какой венок – такой голосок.»

Вено́к (от ст.‑слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные.

В народных традициях — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман. Также используется в народных костюмах Украины и Польши. Изготовляется из свежей зелени и цветов, реже — из вечнозеленых растений, хвои, сухих веток и цветов, из соломы, бумаги, полотна. Подобно другим видам зелени, венок используется также для убранства жилых, хозяйственных и других построек (домов, хлевов, ворот, колодцев и т. п.), ритуальных предметов (напр., бадняка, гроба, крестов (реже — каравая, а также жилища [1] ), домашних животных (коров [2] , овец [3] ).

Содержание

История [ править | править код ]

В античной Греции венками награждали победителей музыкальных и спортивных соревнований. Победителей Пифийских игр награждали венком из лавровых листьев. Уже в V веке до нашей эры венок стал общепринятым символом победы. [4]

В Римской империи венки вручались как награды, например, corona civica (венок из дубовых листьев) за спасение гражданина Рима из жизнеопасного положения или corona muralis в виде зубчатого венца для тех, кто во время осады или штурма первыми ступили на вражескую городскую стену.

Позже стали заменять органический материал на металл, и из венка развилась корона. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, венок часто служил оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением венка как круга, что сближает венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач). Известна языческая традиция — в день Ивана Купала девушки бросали венки в воду и гадали: «тонущий венок — смерть, плывущий — замужество».

Свадебный венок [ править | править код ]

Свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда у славян, наряду со свадебными деревцем, караваем и знаменем. Он является символом брака, как и другие свадебные атрибуты, имеющие форму кольца или круга (кольцо, калач, каравай). Свадебный венок вошёл с христианской традицией в православный ритуал церковного венчания. Вместе с тем брачная символика венка отражена и в народной традиции: в любовной магии и девичьих гаданиях с венками о замужестве, в обычае вручения девушке венка в знак предложения сватовства, а также в ритуальном использовании венков на свадьбе.

Наиболее распространен в свадебных обрядах венок невесты — символ девичества наряду с косой. Такая символика венка отражена и в самом обряде, и в фольклорных текстах (мотив потерянного венка, доставшегося жениху), и во фразеологии (укр. загубити вінок «потерять невинность до брака»). Замужние женщины венков не носят, не надевают его на голову выходящая замуж вдова (у черногорцев она носит его на плечах или на поясе) или невеста, утратившая невинность до свадьбы. У последней бывает иногда свадебный венок на голове, но не миртовый, а позорный — из спаржи (пол. Бескиды) или половина его, так как она его уже «пролежала», «продрала», «перетёрла» (гуцул.).

Читайте также:  Zest zont ru

Купальский и троицкий венки [ править | править код ]

Купальский венок был обязательным атрибутом купальских игрищ. Изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования у костра.

Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Дополнительную семантику сообщают венку особые свойства растений, послуживших для них материалом (напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и березовых веток и т. п.), а также символика самого действия по его изготовлению — витья, плетения.

Изготовление венка представляет собой особый ритуал, регламентирующий состав исполнителей (обычно девушки, женщины), обрядовое время и место плетения (напр., гумно), число, размер и форму венка, способ плетения, дополнительные украшения (нитки, ленты, чеснок и т. п.) [5] .

На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей. У восточных и западных славян гадали по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли венки на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; забрасывали венки на деревья — зацепившийся с первого броска венок сулил скорое замужество. В южной Польше плели из полевых цветов большой венок и водружали его на верхушку сжигаемого дерева: если венок падал на землю не догоревшим, это считалось плохим знаком [6] .

По венкам гадали на судьбу. Если венок долго не будет увядать, то девушку ожидает счастливая любовь. А если быстро завянет, то значит, любовь короткой будет [7] .

Жатвенный венок [ править | править код ]

Жатвенный венок — ритуальный предмет (венок или корона), изготавливаемый из колосьев; символизирует окончание жатвы, передает продуцирующую силу зерна будущему урожаю. Во время обжинок жатвенный венок наряду с последним снопом уносят с поля в дом, где хранят до следующей жатвы (или до очередного сева). Известен всем славянам, кроме русских и болгар, у которых эту функцию выполняет последний сноп.

Жатвенный венок имеют различную форму. Чаще всего это обычный круглый венок по размеру головы. У западных славян известны венки в виде короны (пол., чеш., словац. +korona), алтаря, костела, орла (пол.), вазы (словац.), в виде букета, перевязанного лентой с бантом (словац.), в виде большой вязанки колосьев, прикрепленных к трём сплетенным из соломы ножкам (восточные Мазуры, Сувалки, Подлясье), в форме маленького снопа овса, украшенного цветами и яблоками (Подгорье Жешовского воеводства). Иногда жатвенные венки делали очень большими (Буковина) и тяжелыми, весом до 2 ц (Сандомеж), они предназначались для хозяев богатых усадеб; крестьянские венки всегда были меньше и скромнее.

Украинцы Покутья делали несколько венков, по числу засеянных культур, в том числе из гороха, гречихи и рапса.

Рождественский венок [ править | править код ]

Во многих странах в предрождественское время можно увидеть рождественский венок — украшение в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами, закрепляемое вертикально или устанавливаемое на стол.

Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном.

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует Воскресение, зелень — цвет жизни, а свечи — свет, который осветит мир в Рождество.

Похоронный венок [ править | править код ]

Атрибут погребальных/похоронных процессий или церемоний. Возлагается на могилы, массовые захоронения, к памятникам и монументам в знак уважения к памяти усопшего. Изготавливается, как правило, из искусственных цветов. Может снабжаться специальными траурными лентами с надписями.

В России возложение венков является традиционной частью торжеств и поминальных мероприятий по случаю Дня Победы [8] . Венки в память погибших на воде возлагаются также на водную поверхность.

По древней традиции проводы покойного сопровождаются возложением траурных венков, которые символизируют конец жизненного пути и начало дороги в рай.

Венок — ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга. Венок служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба (либо их несли перед гробом, оставляли на могиле, привязывали к кресту и т. п.).

Как corona funebris символизирует смерть, скорбь и возлагается на могилу или памятник. Таким же образом венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой — умирание в старой жизни и рождение в новой. Ритуальный венок — это символ скорби и печали.

Символическое значение венка.

Православный ритуал обряда прощания с усопшим стремится в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального ритуала для венков выбирались растения сообразно их символическому значению: * красные розы знаменовали мученичество;

  • фиалки, лилии и белые розы — нравственную чистоту;
  • барвинок, плющ, мирт, сосна и ель — никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим;
  • кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией;
  • верба — новую жизнь и воскресение [источник не указан 1939 дней] .

Позднее символика растений на венках забылась. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году запретил ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения.

Венки сначала употребляли для украшения зданий во время торжеств, они являлись распространённым декоративным мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени применяются в отделке надгробных сооружений. В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее в оформлении венков значение придавалось всё же вечнозелёному можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного.

Интенсивное развитие химической индустрии привело к выпуску цветов и венков из полимерных материалов, которые способны долго сохранять свою привлекательность.

Гирлянды («венки» в переводе с итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые лентами и сплетённые в полосы.

Вено́к (от ст.‑слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные.

В народных традициях — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман. Также используется в народных костюмах Украины и Польши. Изготовляется из свежей зелени и цветов, реже — из вечнозеленых растений, хвои, сухих веток и цветов, из соломы, бумаги, полотна. Подобно другим видам зелени, венок используется также для убранства жилых, хозяйственных и других построек (домов, хлевов, ворот, колодцев и т. п.), ритуальных предметов (напр., бадняка, гроба, крестов (реже — каравая, а также жилища [1] ), домашних животных (коров [2] , овец [3] ).

Содержание

История [ править | править код ]

В античной Греции венками награждали победителей музыкальных и спортивных соревнований. Победителей Пифийских игр награждали венком из лавровых листьев. Уже в V веке до нашей эры венок стал общепринятым символом победы. [4]

В Римской империи венки вручались как награды, например, corona civica (венок из дубовых листьев) за спасение гражданина Рима из жизнеопасного положения или corona muralis в виде зубчатого венца для тех, кто во время осады или штурма первыми ступили на вражескую городскую стену.

Позже стали заменять органический материал на металл, и из венка развилась корона. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, венок часто служил оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением венка как круга, что сближает венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач). Известна языческая традиция — в день Ивана Купала девушки бросали венки в воду и гадали: «тонущий венок — смерть, плывущий — замужество».

Читайте также:  Девушка с каштановыми волосами и голубыми глазами

Свадебный венок [ править | править код ]

Свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда у славян, наряду со свадебными деревцем, караваем и знаменем. Он является символом брака, как и другие свадебные атрибуты, имеющие форму кольца или круга (кольцо, калач, каравай). Свадебный венок вошёл с христианской традицией в православный ритуал церковного венчания. Вместе с тем брачная символика венка отражена и в народной традиции: в любовной магии и девичьих гаданиях с венками о замужестве, в обычае вручения девушке венка в знак предложения сватовства, а также в ритуальном использовании венков на свадьбе.

Наиболее распространен в свадебных обрядах венок невесты — символ девичества наряду с косой. Такая символика венка отражена и в самом обряде, и в фольклорных текстах (мотив потерянного венка, доставшегося жениху), и во фразеологии (укр. загубити вінок «потерять невинность до брака»). Замужние женщины венков не носят, не надевают его на голову выходящая замуж вдова (у черногорцев она носит его на плечах или на поясе) или невеста, утратившая невинность до свадьбы. У последней бывает иногда свадебный венок на голове, но не миртовый, а позорный — из спаржи (пол. Бескиды) или половина его, так как она его уже «пролежала», «продрала», «перетёрла» (гуцул.).

Купальский и троицкий венки [ править | править код ]

Купальский венок был обязательным атрибутом купальских игрищ. Изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования у костра.

Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Дополнительную семантику сообщают венку особые свойства растений, послуживших для них материалом (напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и березовых веток и т. п.), а также символика самого действия по его изготовлению — витья, плетения.

Изготовление венка представляет собой особый ритуал, регламентирующий состав исполнителей (обычно девушки, женщины), обрядовое время и место плетения (напр., гумно), число, размер и форму венка, способ плетения, дополнительные украшения (нитки, ленты, чеснок и т. п.) [5] .

На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей. У восточных и западных славян гадали по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли венки на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; забрасывали венки на деревья — зацепившийся с первого броска венок сулил скорое замужество. В южной Польше плели из полевых цветов большой венок и водружали его на верхушку сжигаемого дерева: если венок падал на землю не догоревшим, это считалось плохим знаком [6] .

По венкам гадали на судьбу. Если венок долго не будет увядать, то девушку ожидает счастливая любовь. А если быстро завянет, то значит, любовь короткой будет [7] .

Жатвенный венок [ править | править код ]

Жатвенный венок — ритуальный предмет (венок или корона), изготавливаемый из колосьев; символизирует окончание жатвы, передает продуцирующую силу зерна будущему урожаю. Во время обжинок жатвенный венок наряду с последним снопом уносят с поля в дом, где хранят до следующей жатвы (или до очередного сева). Известен всем славянам, кроме русских и болгар, у которых эту функцию выполняет последний сноп.

Жатвенный венок имеют различную форму. Чаще всего это обычный круглый венок по размеру головы. У западных славян известны венки в виде короны (пол., чеш., словац. +korona), алтаря, костела, орла (пол.), вазы (словац.), в виде букета, перевязанного лентой с бантом (словац.), в виде большой вязанки колосьев, прикрепленных к трём сплетенным из соломы ножкам (восточные Мазуры, Сувалки, Подлясье), в форме маленького снопа овса, украшенного цветами и яблоками (Подгорье Жешовского воеводства). Иногда жатвенные венки делали очень большими (Буковина) и тяжелыми, весом до 2 ц (Сандомеж), они предназначались для хозяев богатых усадеб; крестьянские венки всегда были меньше и скромнее.

Украинцы Покутья делали несколько венков, по числу засеянных культур, в том числе из гороха, гречихи и рапса.

Рождественский венок [ править | править код ]

Во многих странах в предрождественское время можно увидеть рождественский венок — украшение в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами, закрепляемое вертикально или устанавливаемое на стол.

Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном.

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует Воскресение, зелень — цвет жизни, а свечи — свет, который осветит мир в Рождество.

Похоронный венок [ править | править код ]

Атрибут погребальных/похоронных процессий или церемоний. Возлагается на могилы, массовые захоронения, к памятникам и монументам в знак уважения к памяти усопшего. Изготавливается, как правило, из искусственных цветов. Может снабжаться специальными траурными лентами с надписями.

В России возложение венков является традиционной частью торжеств и поминальных мероприятий по случаю Дня Победы [8] . Венки в память погибших на воде возлагаются также на водную поверхность.

По древней традиции проводы покойного сопровождаются возложением траурных венков, которые символизируют конец жизненного пути и начало дороги в рай.

Венок — ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга. Венок служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба (либо их несли перед гробом, оставляли на могиле, привязывали к кресту и т. п.).

Как corona funebris символизирует смерть, скорбь и возлагается на могилу или памятник. Таким же образом венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой — умирание в старой жизни и рождение в новой. Ритуальный венок — это символ скорби и печали.

Символическое значение венка.

Православный ритуал обряда прощания с усопшим стремится в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального ритуала для венков выбирались растения сообразно их символическому значению: * красные розы знаменовали мученичество;

  • фиалки, лилии и белые розы — нравственную чистоту;
  • барвинок, плющ, мирт, сосна и ель — никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим;
  • кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией;
  • верба — новую жизнь и воскресение [источник не указан 1939 дней] .

Позднее символика растений на венках забылась. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году запретил ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения.

Венки сначала употребляли для украшения зданий во время торжеств, они являлись распространённым декоративным мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени применяются в отделке надгробных сооружений. В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее в оформлении венков значение придавалось всё же вечнозелёному можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного.

Интенсивное развитие химической индустрии привело к выпуску цветов и венков из полимерных материалов, которые способны долго сохранять свою привлекательность.

Гирлянды («венки» в переводе с итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые лентами и сплетённые в полосы.

Ссылка на основную публикацию
Букет из рафаэлло и роз
Мастер Класс Английская Роза из конфет и гофрированной бумаги Вот еще один ответ на вопрос, который мне прислали на электронную...
Берет из объемной пряжи спицами
Содержание: Содержание: Женский объемный берет всегда выделит обладательницу из толпы, подчеркнет ее женственность, чувство вкуса и невероятного стиля. Обладательница такого...
Бесшовные бюстгальтеры ahh bra отзывы
Отрицательные отзывы Купила АХ бра по размеру как сказано было. Они были немного большеваты, ко все му же еще и...
Букет из салфеток в горшке
Татьяна Воронина Мастер-класс «Букет из салфеток» Мастер-класс «Букет» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам предложить попробовать сделать такую же...
Adblock detector