Америка 20х годов

Америка 20х годов

Форд "Т" — один из символов Америки 1920-х

Эпоха «ревущих двадцатых» в США нередко носит и другое название – «эпоха процветания», или Просперити, и характеризуется бурным экономическим ростом. В общественной жизни в этот период произошли кардинальные изменения: навсегда ушла в прошлое викторианская мораль, и Америка стала жить по новым этическим и социальным шаблонам. Наука и искусство не остались в стороне от происходящего, обогатив мир новыми теориями и эстетическими принципами.

Начало десятилетия не сулило в экономике ничего хорошего: с окончанием первой мировой войны резко снизилось количество правительственных заказов для предприятий, а связанный с этим рост безработицы усугубился массовым возвращением из Европы демобилизованных солдат. Увеличенный во время войны 70%-ный подоходный налог тяжким грузом давил на бизнесменов, которые не могли расширять производство из-за недостатка оборотных средств. Все изменилось, когда президент Гардинг и его министр финансов Меллон провели снижение ставки налога на доходы сначала до 50%, затем и до 20%. Одновременно ФРС начала проводить кредитование банков, которые, в свою очередь, давали кредиты промышленникам.

Росту экономики США способствовало бурное развитие электротехники, которая тогда была одной из передовых отраслей промышленности. Не менее успешно развивалось автомобилестроение: Генри Форд запустил свой знаменитый сборочный конвейер, и его примеру вскоре последовали другие производители в самых разных областях машиностроения. В целом промышленное производство за десятилетие выросло на 76%.

США сделали ставку на развитие потребительского рынка, и множество изобретений в электротехнике нашли свое применение в разнообразных бытовых приборах. Не менее успешно шел процесс оснащения промышленности электродвигателями, а также электрификация больших и малых городов. Частной инициативе были созданы самые благоприятные условия для развития.

Огромные перемены произошли в социальном облике США. В 1920-м году вступила в действие поправка к конституции, которая уравнивала женщин в правах с мужчинами: отныне они имели право участвовать в федеральных и местных выборах. Все больше становилось женщин, которые сами зарабатывали себе на хлеб, не довольствуясь ролью домохозяйки. Начало этому процессу было положено во время войны, когда женщинам пришлось заменить на рабочих местах мобилизованных в армию мужчин, но в послевоенные годы он еще более набрал силу.

Значительное влияние на социальные процессы в США 20-х годов оказало введение «сухого закона». Благодаря запрету на спиртные напитки криминальные группы, активно занявшие нишу легальных производителей и продавцов спиртного, получили в свое распоряжение огромные средства. Не ограниченные общепринятой моралью, эти слои американского общества вели роскошную жизнь, практически не скрывая от окружающих ни источников своих доходов, ни своего презрения к традиционным моральным ценностям.

Все это, вместе взятое, способствовало формированию в США общества, ориентированного на безудержное, ничем не ограниченное потребление. С ростом благосостояния активизировалось строительство частных и многоквартирных домов, обильно кредитуемое банковским сектором. Для приобретения автомобилей, бытовой техники, ювелирных изделий тоже щедро выдавались кредиты, «накачивая» экономику страны деньгами. На бирже шла увлеченная игра, в результате которой курсы акций предприятий росли, как на дрожжах.

Для многих американцев 20-е годы прошлого столетия, особенно их вторая половина, запомнились как нескончаемый праздник, который, казалось, будет продолжаться вечно. Новые музыкальные стили – джаз, блюз и кантри – стали невероятно популярными, особенно с широким распространением радиоприемников и граммофонной записи звука, принесших музыку в дома. Популярность чернокожих исполнителей способствовала установлению в обществе более толерантных взглядов на взаимоотношения белых и чернокожих американцев.

В 20-х годах резко возросла популярность танцев, люди танцевали везде – в клубах, ресторанах, на вечеринках. Открывались специальные заведения – дансинги, куда приходили, чтобы потанцевать и завести новые знакомства. Традиционный викторианский этикет стремительно уходил в прошлое, уступая место более раскованным взаимоотношениям. В это же время претерпела кардинальное изменение женская мода: всеобщее распространение получили юбки чуть ниже колена, рискованные разрезы, обнажающие ноги, и открытые вечерние платья в стиле Гэтсби. Вошла в моду косметика, которая ранее считалась атрибутом «падших женщин». Взаимоотношения между полами тоже стали значительно более свободными.

Эпоха «ревущих двадцатых» нашла свое отражение в американской литературе. Ф.С.Фитцджеральд, Д.Г.Лоуренс, Э.Хемингуэй и другие авторы создали яркие описания этого неоднозначного времени, оставившего невероятно значимый след в формировании современного общества в США, да и, пожалуй, в всем мире.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хутыз И. П.

Текст научной работы на тему «Америка 20-х годов в романе Ф. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби"»

© 2004 г. И.П. Хутыз

АМЕРИКА 20-Х ГОДОВ В РОМАНЕ Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»

«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда считается одной из культовых книг XX в. В авторитетном оксфордском «Списке ста главных книг столетия» этот роман занял второе место, уступив только «Улиссу» Д. Джойса. Заглавный герой, Гэтсби, стал предшественником целой литературной династии загадочно богатых личностей с таинственным прошлым. Роман, втягивающий читателя в атмосферу непрекращающегося праздника, которая так характерна для Америки 20-х гг., был написан в 1925 г. в разгар эпохи джаза с ее безудержным весельем и моральным упадочничеством общества. Век джаза — это также времена страшной нищеты и несметного богатства, эпоха «новых американцев», так называемых «нуворишей», и чикагских гангстеров. 20-е гг. — время «сухого закона», когда многие предприниматели занимались нелегальной поставкой спиртного, иногда даже продавая самодельный джин.

Чтобы понять, почему возникла описываемая в романе ситуация, достаточно проанализировать несколько факторов из истории американского «сухого закона» (prohibition). Алкоголь всегда занимал важное место в американском обществе: в XVII в. употребление алкоголя было официально разрешено судьям и присяжным, причем за счет суда. Во многих деревнях алкоголь использовался в расчетах вместо денег. Однако в XIX в. религиозные пуритане стали объединяться в общества трезвости, и в 1840 г. город Портланд, штат Мейн, стал первым «сухим» городом в Америке.

В это же время становятся популярными «научные изыскания» по поводу того, что алкоголь приводит к сумасшествию, брошенным детям и несчастным семьям. В 1893 г. появляется Антисалунная лига (AntiSaloon League), которая к началу 1910-х превратилась в одно из самых массовых движений США. Эта же организация предложила американскому конгрессу запретить продажу спиртного военнослужащим во время первой мировой войны.

Алкоголь становится в США самым страшным пороком, который, по-мнению многих американцев, мешает людям полноценно жить и хорошо работать. В октябре 1919 г. конгрессом была принята 18-я поправка к конституции, провозгласившая запрет на «производство, продажу, экспорт, импорт и перевозку алкоголя». Сухой закон вступил в силу 16 января 1920 г., и утром следующего дня США стали «сухой» страной.

Все эти события обеспокоили производителей спиртного, которые прежде не воспринимали всерьез возможность ликвидации целой отрасли. Для США с их культом частной собственности и идеологией минимального вмешательства государства в бизнес такая акция была беспрецедентна и прежде могла присниться лишь в страшном сне. В стране на тот период насчитывалось около 300 предприятий по производству спирта и крепких спиртных

напитков, 1900 пивных заводов, 200 тыс. баров и салунов. Хотя большинство этих предприятий представляли собой небольшие семейные компании, промышленный оборот отрасли достигал 600 млн дол. в год, а занято в ней было более 2,5 млн человек, которые в случае ратификации восемнадцатой поправки лишались работы [1].

В США, как и в любой стране в период радикальных реформ, появляется множество терминов-реалий, характерных для подпольной алкогольной индустрии: «муншайнер» (moonshiner), «бутлегер» (bootlegger), «спикизи» (speakeasy).

Муншайнер — подпольный самогонщик — тайно, по ночам, при свете луны, изготовлял виски; бутлегер -контрабандист — доставлял в страну запрещенное зелье через океан или через канадскую границу. В романе «Великий Гэтсби» впервые термин «бутлегер» слетает с уст гостивших у Гэтсби дам, которые, попивая коктейли, пытаются разгадать тайну богатства хозяина [2, 321]. В следующий раз, на очередной вечеринке, Том предполагает, что Гэтсби — бутлегер, как и все остальные «новоявленные богачи» [2, 357].

В спикизи — нелегальном притоне — шепотом с многозначительным подмигиванием заказывали чай и в чайной чашке получали горячительный напиток. На нелегальной торговле алкогольными напитками можно было заработать фантастические прибыли. Бутылка виски, приобретенная за 15 дол. за пределами США, приносила прибыль от 70 до 80 дол. Однако контрабанда алкогольных напитков была отнюдь не безопасным занятием. В борьбе с полицией приходилось прибегать к всевозможным уловкам и прежде всего нужно было иметь хорошо налаженную организацию. Таким образом, торговля алкогольными напитками стала сферой деятельности растущих как на дрожжах или уже существовавших гангстерских банд. Лишь они могли скоординировать множество «профессий», связанных с торговлей алкоголем.

Именно при сухом законе американские аптеки (drug stores) превратились в многопрофильный торговый центр, объединяющий в себе закусочную, магазин, заправочную станцию — именно такими они до сих пор и остаются. В романе слово «аптека» упоминается довольно часто. Например, наивная Дейзи пытается объяснить источник состояния своего поклонника, отвечая: «У него свои аптеки, целая сеть аптек в разных городах» [2, 358]. Несмотря на то, что Дейзи пытается оправдать Гэтсби, ее замечание, наоборот, еще больше усиливает подозрение Тома, что Гэтсби торгует спиртным — таков был характер деятельности «аптек». Позже Том ехидно замечает: «теперь в аптеках чего только не достанешь» [2, 367]. В сцене в гостинице в Нью-Йорке Том уже утверждает, что Гэтсби «бутлегер» [2, 377], и он знает, что представляют собой его «аптеки» [2, 377], объясняя остальным, что Гэтсби «с Вульфшимом прибрали к рукам сотни мелких

аптек в переулках Нью-Йорка и Чикаго и торговали алкоголем за аптечными стойками» [2, 377].

Аптеки действительно в тот период были очень выгодным делом, так как их владельцы могли продавать альтернативные спиртному напитки — тонизирующие эликсиры и микстуры, в состав которых входила колумбийская кока. Свойства кокаина в то время были еще мало исследованы, и среди религиозных радикалов, желавших взбодриться и заодно поправить здоровье, эти препараты пользовались большим спросом. Летом 1886 г., когда муниципальный совет Атланты объявил город зоной, свободной от алкоголя, местный фармацевт Джон Стив Пимбертон, известный как изобретатель первого рецепта «Кока-колы», повысил объем продаж своего препарата с 25 галлонов до 1050. Это уже потом прохладительные напитки стали делать на основе «обезвреженных» листьев коки, а в то время бутылка «Кока-колы», стоившая 25 центов, содержала в себе солидную дозу наркотика. Из-за мощного психотропного эффекта потребители прозвали ее «пружиной» [2].

Расцвет подпольной торговли спиртным приходится на 1925 — 1927 гг. Дорогой алкоголь нелегально импортировался из Англии и Канады. И муншайнерам, и бутлеге-рам-одиночкам требовалось покровительство властей, которые очень часто не гнушались взятками. Взяточничество и коррупция также являются особой характеристикой 20-х гг. Естественно, нелегальный сбыт спиртного был бы невозможен без помощи полицейских. В IV главе романа машину Гэтсби останавливает полицейский за превышение скорости. Гэтсби же помахал перед лицом полицейского какой-то белой карточкой и тут же уехал. Удивленному Нику он говорит, что ему «как-то случилось оказать услугу шефу полиции», который с тех пор стал присылать Гэтсби поздравительную открытку каждое Рождество. Можно догадаться, какую «услугу» оказал шефу полиции Джей Гэтсби.

Именно в годы «сухого закона» подняла голову легендарная «Коза Ностра» — первая организованная преступная группировка, действовавшая в масштабах целой страны. Тогда же, в 1920-х гг., возникли первые технологии отмывания нелегальных доходов и, соответственно, появилось знакомое нам до сих пор выражение «отмывать деньги». Термин «отмывание денег» (money laundering) связан с деятельностью Альфонса Капоне, который скупил все прачечные Чикаго и оформил сделку на подконтрольную канадскую холдинговую компанию. Все суммы, поступающие от нелегальной торговли спиртным, регистрировались как прибыль прачечных, а деньги, затраченные на подкуп чиновников и полицейских, согласно документам, реинвестировались холдингом в Канаде.

Аль Капоне также стал изобретателем другого, до сих пор известного, слова «рэкет», первоначально не имевшего того значения, которое приобрело позднее. Согласно одной из версий, оно происходит от английского «racket» — «ракетка», изготовление которой в 1897 г. было монополизировано в Чикаго. По другой -считается, что это понятие возникло в конце XIX в., когда некоторые клубы в Нью-Йорке имели обыкновение устраивать балы, которые называли «рэкеты» (ракетки). Продажа билетов на балы была основным

источником доходов этих клубов. Администрации клубов приходилось обычно немного «содействовать» продаже, вынуждая людей покупать билеты [1].

Американское правительство не подозревало, что сухой закон так и не приживется в обществе. Наоборот, интерес к алкоголю только вырос, особенно среди молодежи, которая все больше бунтовала против существовавших норм поведения. Именно в эту пору появляются многочисленные предприниматели, пытавшиеся использовать ошибку правительства в свою пользу.

«Сухой закон» длился 12 лет 10 месяцев и 19 дней. За это время Америка вступила в небывалую эру коррупции, скандалов и гангстеров, эру разочарования, джаза и таблоидов, эру небывалого богатства и причуд, веселья, ксенофобии, насилия и, в конце концов, культурной революции.

Ведущей темой романа «Великий Гэтсби» является мысль о несостоятельности американской мечты: все герои романа, имеющие деньги, нажили их нечестным путем. Автор не говорит прямо, как Гэтсби заработал все свои деньги, но читателю постепенно становится ясно, что пришли они к нему нечестным путем. Тема богатства тесно связана у Фицджеральда с темой аморальности: персонажи прожигают свою жизнь на вечеринках, находясь в постоянной погоне за развлечениями; любовные похождения людей, связанных узами брака, тоже вполне нормальная картина. Дейзи, казалось, совсем не была обеспокоена тем фактом, что у Тома была какая-то «особа» в Нью-Йорке. Нику же казалось, что «Дэйзи остается одно: схватить ребенка на руки и без оглядки бежать из дома, — но у нее, видно, и в мыслях ничего подобного не было» [2, 292].

Беззаботное веселье и отсутствие моральных ценностей — это неотъемлемые характеристики периода 20-х гг. Экстравагантность вечеринок у Гэтсби, душевная опустошенность его гостей, бездумная трата бесчестных денег — все это прекрасно характеризует описываемый в романе период. Образ денег и, следовательно, богатства занимает центральное место в повествовании. Вся жизнь Гэтсби была посвящена тому, чтобы стать богатым и добиться любви Дейзи, в голосе которой, как замечает Гэтсби, «звучат деньги», с чем Ник вполне согласен: «Деньги звенели в этом голосе — вот что пленяло бесконечно в его переливах, звон металла, победная песнь кимвал» [2, 366].

В романе сильно ощутима идея о том, что прорваться к веселой жизни богачей нелегко: история Миртл, любовницы Тома, стремившейся к гламурной и обеспеченной жизни в Нью-Йорке, служит тому примером. Оказавшись в квартирке Миртл в Нью-Йорке, Ник замечает, что миссис Уилсон, переодевшись в дорогое платье из кремового шифона, вдруг превратилась в другого человека — вся ее «кипучая энергия жизни . превратилась в назойливую спесь» [2, 299]. Миртл, стараясь впечатлить своих гостей образом ее жизни, беспрестанно рассказывает о светских делах, которыми занята ее жизнь в Нью-Йорке: «Массаж, потом парикмахер, потом еще надо купить ошейник для собачки, и такую маленькую пепельницу с пружинкой . и венок с черным шелковым бантом мамочке на могилку, из таких цветов, что все лето не вянут» [2, 305]. О прислу-

Читайте также:  Азиатские лайфхаки для макияжа

ге Миртл начинает говорить как о «нерадивой черни» [2, 305], поднимая брови с возмущением. Миссис Уилсон упивается недолгой возможностью стать частью класса богачей, куда она пытается попасть с помощью Тома. Нелепость поведения Миртл, которой на какое-то время удается вырваться из привычной ей серой жизни, последующая ссора с Томом, который искусно солгал, что Дейзи, будучи католичкой, не признает развода, вызывают жалость читателя и указывают на то, что Миртл никогда не сможет вырваться из привычной ей жизни на бензоколонке.

Технический прогресс, который принес в дома американцев такие новшества, как утюг, стиральную машину и пылесос, является еще одной важной особенностью 20-х гг. Например, у Гэтсби на кухне есть «машина, которая за полчаса выжимала сок из двухсот апельсинов — для этого только нужно было двести раз надавить пальцем на кнопку» [2, 306]. Телефон становится более распространенным и делает качество связи лучше, быстрее и надежней. И у Гэтсби, и у Бьюкененов постоянно звонит дома телефон, а один из гостей Гэтсби, поддавшись влиянию моды на дорогие «устройства», даже «недавно купил гидроплан» [2, 312].

Хотя первый атомобиль был изобретен в конце XIX в., именно в 20-е гг. XX столетия американская автомобильная промышленность, в частности автомобили компании «Форд», переживает невиданный ранее экономический подъем. В 20-е гг. каждый преуспевающий человек должен был иметь «форд», который был показателем общественного статуса.

В романе постоянно говорится о новеньком желтом «форде» Гэтсби и о «фордике» Тома, который тот желает продать мужу своей любовницы. Читая о Г этсби, мы узнаем, что у него есть «роллс-ройс», который в выходные дни превращается в «рейсовый автобус» и развозит многочисленных гостей из города в город. Это знакомый всем роскошный лимузин цвета густых сливок, на корпусе которого «там и сям самодовольно крутились отделения для шляп, отделения для закусок, отделения для инструментов. » [2, 324]. Гэтсби также является счастливым обладателем желтого новенького «форда» с кожаными сиденьями. У Тома, крайне состоятельного человека, тоже есть свой «фордик», а у Дейзи еще до замужества «был свой маленький двухместный автомобиль» [2, 332]. Контраст этому благосостоянию придает упоминание о том, что в гараже «бесцветного» Джоржа Уилсона, мужа любовницы Тома, «приткнулся поломанный «форд» [2, 295] — показатель невысокого общественного и финансового статуса его владельца.

Появившиеся в 20-е гг. удобные приспособления не могли не изменить повседневную жизнь американцев, особенно американской женщины, роль которой начинает изменяться именно в эпоху джаза. Несмотря на то, что основной ролью женщины продолжает оставаться забота о семье и детях, возможность заказать продукты по телефону на дом или же съездить на удобном автомобиле на рынок, позволяет ей больше времени тратить на свои интересы. Американки получили право голосовать в 1920 г.1, а 3 октября 1922 г. Ребекка Фентон (Мте.КеЪесса

Fenton) стала первой женщиной, которая получила место в американском сенате. В январе 1925 г. в штате Вайоминг впервые в истории США на пост губернатора была избрана женщина Нелли Тейлор Росс (Nellie Taylor Ross), а 20 января этого же года Мирам Фергюсон (Miram Ferguson) стала второй в США женщиной-губернатором в штате Техас.

В романе мы видим, что женщины обеспеченных семейств, такие как Дейзи и ее подруга Джордан Бейкер, не работают, они живут в свое удовольствие, полагаясь на доход мужа и заботу слуг. Однако мисс Бейкер с короткой стрижкой и экстравагантной манерой поведения отличается от своей подруги. В отличие от Дейзи у Джордан Бейкер, «безмятежной и решительной, узколобой проповедницы всеобщего скептицизма» [2, 336], похожей на мальчишку-кадета, есть занятие, которому она отдает свое время, да и в вечернем платье «она двигается так, как будто на ней надет спортивный костюм — была в ее походке пружинистая легкость, словно свои первые шаги она училась делать на поле для гольфа ясным погожим утром» [2, 315]. Джордан, независимая и раскрепощенная, является воплощением американской женщины 20-х гг.

На 20-е гг. также приходится стремительное развитие киноиндустрии. В 1922 г. выходит первый трехмерный кинофильм «Сила любви» (The Power of Love) и

‘В августе 1920 г. 19 поправка конституции дала американским женщинам право участвовать в выборах. появляется крупнейшая кинокомпания Колумбия Пик-черс (Columbia Pictures), которая до 1924 г. называется CBC. В октябре этого же года в Англии создается компания BBC. В 1923 г. в США появляется кинотеатр «Мад-жестик», и закрепляется понятие Голливуд. Социальный опрос 1923 г. показал, что в среднем американцы ходят в кино один раз в неделю. В 1924 г. возникает еще одна кинокомпания: Метро-Голдвин-Мейер (Metro-Goldwyn-Mayer). В последующие годы в Нью-Йорке создается компания NBC2, а с января 1927 г. ведет свое начало Американская академия киноискусства и наук (American Academy of Motion Picture Arts and Sciences), которая до сих пор каждый год решает, какой фильм заслуживает самой почетной награды Оскара.

Развитие киноиндустрии и сферы развлечений отразилось на стиле жизни людей, которые все чаще стали устраивать вечеринки, на которых все пили запрещенные правительством алкогольные напитки. А в романе автор описывает, как знакомые всем с экрана звёзды появляются на вечеринках у Гэтсби, вызывая этим восторг его гостей, в частности его возлюбленной Дейзи Бьюкенен.

Естественно, что в романе, рассказывающем о богатстве и его воздействии на героев, не может не упоминаться о том, каким образом было заработано это богатство. Читатель постоянно встречает обрывочную информацию о сделках Гэтсби, например в четвертой главе, когда впервые знакомится с Вульфшимом. Тем не менее нельзя сказать, что в тексте романа встречается много экономических терминов, роль которых здесь заключается в том, чтобы ярче охарактеризовать описываемую эпоху (например, реалии «бутлегер»,

«салун», «аптека») и личности героев. В среднем в романе около 35 экономических терминов. Реалии «бутлегер», «салун» и «аптека» вполне можно назвать терминами, так как они, передавая временной колорит, указывают на причастность героев к определенному виду бизнеса и объясняют источник их доходов.

Основная задача автора — показать стиль жизни людей в 20-е гг., их интересы и стремления. Деловая же лексика является лишь вспомогательным инструментом, который используется для характеристики героев. Например, когда Ник впервые появляется на вечеринке у Гэтсби и видит группу безукоризненно одетых молодых людей, он решает, что «они что-то продают — ценные бумаги, или страховые полисы, или автомобили» [2, 307].

Интересно, что большее количество деловой лексики употребляется при описании Ника и его жизни, вероятно потому, что он занимается законным бизнесом. Описывая свой обычный день в Нью-Йорке, где он работал, Ник замечал: «Я знал по именам всех прочих молодых клерков и агентов по продаже ценных бумаг. . У меня даже завязалась интрижка с одной девушкой. которая служила у нас счетоводом. Обедал я в Йельском клубе. а после шел наверх, в библиотеку, и час-другой прилежно трудился, вникая в тайны инвестиций и кредитов» [2, 319]. В первой главе Ник рассказывает читателю о родоначальнике ветви Каррауэйев: «. но родоначальником нашей ветви нужно считать брата моего дедушки, того, что приехал сюда в 1851 г. . и открыл собственное дело по оптовой торговле скобяным товаром, которое ныне возглавляет мой отец» [2, 278]. О себе же Ник пишет: «. и в конце концов я решил уехать на Восток и заняться изучением кредитного дела. Все мои знакомые служили по кредитной части; так неужели там не найдется места для еще одного человека» [2, 279]. Когда Ник появляется впервые в гостях у Тома и Дейзи, Том интересуется, чем занимается Ник, и тот ему отвечает: «Кредитными операциями» [2, 284].

Все эти многочисленные события 20-х гг. Фицджеральд смог отразить в девяти главах романа «Великий Гэтсби». В романе даже есть упоминание событий 1919 г., когда гангстеры подкупили бейсбольную команду «Уайт Сокс» (White Sox) из Чикаго. Благодаря этой взятке команда «Синсинати Редс» (Cincinnati Reds) выиграла мировой чемпионат по бейсболу, хотя по всем прогнозам чикагская команда должна была стать победителем. В романе эти события упоминаются в разговоре Ника с Гэтсби после обеда с Мейером Вульфшимом, который, по словам Гэтсби, «устроил ту штуку» [2, 331] с чикагской командой.

На протяжении всего романа образу Гэтсби удается сохранить некую загадочность, вероятно потому, что Фицджеральд прямо не говорит, откуда у Гэтсби появилось богатство. По мере развития сюжета у читателя все-таки возникает подозрение, что Гэтсби занимался нелегальной продажей спиртного: то ли это постоянные звонки из Чикаго, Филадельфии, или Детройта (города восточного побережья Америки, где больше всего процветала нелегальная торговля спиртными напитками), то ли намеки Тома на противозаконные сделки Гэтсби и упоминание о том, что Гэтсби владеет огромной сетью аптек. Однако ни автор, ни читатель не осуждают Гэтсби за нелегальную активность и за бездумную расточительность — таков был дух времени, а Гэтсби, как и миллионы других молодых людей, всего лишь попал под его влияние.

1. Попькен К., Сиепоник X. Кто не молчит, тот должен умереть. М., 1982.

2. Фицджеральд Ф.С. Последний магнат: Романы. М., 2002.

Кубанский государственный университет 10 ноября 2003 г.

В США двадцатых годов прошлого века уровень потребления достиг невиданных масштабов. На фоне всеобщего процветания акции росли в цене ‑ за два года ценные бумаги подорожали в среднем на 40 процентов, в день торговались акции на $5 млн., что в 2,5 раза превышало предыдущие показатели. Американцы стремились использовать свой шанс и активно вкладывали деньги в корпоративные акции, надеясь сорвать большой куш на продаже.

Ажиотаж раздул огромный мыльный пузырь, и в « черный четверг » он лопнул, как и должно было случиться. В этот день значение индекса Доу-Джонса упало до 381,17, началась паника, держатели акций старались сбыть их по любой цене. 24 октября продали почти 13 миллионов акций, но индекс продолжал падать и опустился на 11 процентов.

Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии. Крах на бирже случался и раньше, но длились тяжелые периоды не больше четырех лет, в «черный четверг» начался отсчет 12 депрессивных лет.


Паника на Уолл-стрит.

В 30-е годы прошлого века в США не существовало сплошного учёта населения , не существовало ни паспортной системы, ни системы регистрации населения по месту жительства, по факту отсутствовала обязательная регистрация рождения и смерти у представителей власти.


Президенты США в период Великой депрессии.

Имя Герберта Гувера – президента США в годы начала депрессии – печально известно не только в связи с голодом, безденежьем и безработицей. «Гувервилями» называли города из лачуг, построенные специально для бездомных.


« Гувервилль » для бездомных.


«Гуверовская похлебка»

«Гуверовской похлебкой» звалась бесплатная еда в столовых. «Гуверовскими одеялами» были газеты, которыми укрывались обнищавшие американцы, «гуверовы свиньи» ‑ отловленные для пропитания зайцы, «гуверовы повозки» ‑ поломанные автомобили, в которые впрягали лошадей.

«Сухой закон», утверждённый 17 января 1920 года, откроет двери криминальному бизнесу. В них войдет и Аль Капоне, сильно потеснив других желающих. Он будет возить в Чикаго контрабандный алкоголь в гробах.


Аль Капоне 1930 год.

Но прибыль от торговли нелегальным спиртным надо было как-то легализовать и Капоне создает сеть прачечных. Там отмывали деньги от контрабанды алкоголем и прочего незаконного бизнеса. В 1930 году на пике теневой славы доходы синдиката Капоне составили $60 млн. Он сделал состояние на проститутках, гробах и прачечных. Покупал безнаказанность у полицейских, лояльность у политиков, молчание у журналистов. Единственные, кто добрым словом вспоминал его имя и желал здоровья были бедные и бездомные: для них по приказу Аль Капоне были открыты бесплатные столовые.


Бесплатные столовые.

Сумма биржевых потерь в «черную неделю» составила $30 млрд., что превысило все военные расходы США в Первую мировую войну. Основатель клана Кеннеди (отец будущего президента!) Джозеф Патрик Кеннеди продал все свои акции точно перед началом «Черного Вторника», причем по максимальной цене. Это дало аргумент последующим исследователям обвинять крупный бизнес в сговоре для обмана мелких вкладчиков.


Джозеф Патрик Кеннеди.

5 миллионов американских фермеров были согнанны банками с земель за долги и не обеспеченных правительством США ни землёй, ни работой, ни социальной помощью, ни пенсией по старости. Каждый шестой американский фермер попал под каток, лишенные земли, своего родного дома и имущества, люди шли в охваченную массовой безработицей, голодом и повальным бандитизмом, неизвестность.


Безработные Чикаго.

Начало Великой депрессии сопровождалось волной самоубийств среди биржевых брокеров и мелких вкладчиков. . Служащие отелей спрашивали у вновь прибывших гостей, не собираются ли те тихо покончить с собой в номере. В этом случае за отдельную плату предлагались услуги вызова полиции, скорой помощи или ритуального агентства.


Марш безработных. Торонто.

В 1932 году в Детроите полиция и частная охранная служба Генри Форда расстреляло шествие голодающих рабочих, которые проводили «голодные марши». Было убито 5 человек, десятки ранены, неугодные были подвергнуты репрессиям.

Женская мода в Великую депрессию кардинально изменилась – теперь дамам предлагались подчеркнутая талия, обувь на низких каблуках, удлиненные юбки и минимум макияжа. Чтобы сэкономить на одежде, женщины покупали больше аксессуаров.

В 1933 г. каждый четвертый американец был безработным, еще 25% работающим снизили зарплату и уменьшили продолжительность рабочего дня. Заработная плата составляла 5 долларов в неделю. Строили каналы, дороги, мосты, зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах страны. Эмпайер стейт билдинг, Крайслер билдинг, мост Golden Gate Bridge ( «Золотые ворота»), Рокфеллер – центр были построены во время депрессии.


Биржа труда .


Строительство Эмпайер стейт билдинг.


Golden Gate Bridge ( мост «Золотые ворота»).

Половина детей плохо питались, не получали медицинской помощи и были бездомными. Многие болели рахитом. Только в Нью-Йорке в 1931 г. было зарегистрировано около 2 тыс. случаев голодной смерти.

Не имея денег на билет, люди путешествовали на крышах поездов. Около 50 000 американцев получили травмы или погибли, перепрыгивая с крыши на крышу.

Читайте также:  Девушка в брюках и на каблуках

С начала Великой депрессии, страна охвачена танцевальными марафонами. Эти марафоны стали тем развлечением, которое могло отвлечь обедневший, голодный народ от насущных проблем. Для танцующих пар участие давало надежду на получение денежного приза. В 1935 году появилась игра «Монополия» ‑ воплощение народных фантазий о богатстве.

Диснеевский мультфильм «Три поросенка», снятый в 1933 году мультик учил американцев (поросят) объединяться, чтобы победить депрессию в образе волка. Американцы в трудные времена часто посещали кинотеатры. 75 млн. зрителей каждую неделю приходили в кино, чтобы посмотреть «Кинг Конга», «Унесенных ветром» или «Волшебника страны Оз».

Цветных американцев при сокращениях увольняли первыми. Больше остальных от Депрессии пострадали афроамериканцы. Негритянское население, которое к тому времени уже успело обосноваться в ряде крупных городов, пополнило армию безработной и бездомной нищеты. В стране резко усилился расизм, прошла новая волна физических расправ над черными. Только по официальным данным за 1929—1933 гг. было подвергнуто линчеванию 69 негров, это при том, что многие случаи такой жестокой расправы так и остались незафиксированными.

В 1935 г. в Америке появились известные всем «письма счастья», обещавшие быстрое обогащение. Неизвестно, кому принадлежала идея, но у почтальонов была работа.

Преступниками в то время становились еще недавно благонадежные граждане. Бонни и Клайд, Лестер Джозеф Гиллис по прозвищу «малыш Нельсон», Джон Джиллинджер, возможно они никогда не стали бы на скользкую тропу в других обстоятельствах.


Бо́нни Элизабет Па́ркер и Клайд Честнат Бэ́рроу.


Лестер Джозеф Гиллис «малыш Нельсон».


Джон Джиллинджер

Оригинал взят у kohama_natalia в Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 2 — Как это было. Редкие фото 30-х годов.

Метки

Рубрики

  • Гороскопы (337)
  • астропрогнозы (178)
  • Аспекты планет (48)
  • Планеты в знаках (24)
  • Зодиакальная астрология (21)
  • Транзиты (13)
  • Синастрия (7)
  • Планеты в Домах (6)
  • Структурный гороскоп (4)
  • Лунный календарь (3)
  • Книги. (194)
  • Рецензии, критика, отзывы (109)
  • Зарубежная литература (88)
  • Новинки литературы (54)
  • Литературные герои (17)
  • Российские писатели (11)
  • Книжные цитаты (10)
  • Зарубежные писатели (7)
  • Русская литература (5)
  • История моды. (192)
  • Родословная вещей (47)
  • Средние века (29)
  • Возрождение (22)
  • Античность (17)
  • 20 век (15)
  • 17 век (14)
  • 19 век (14)
  • 18 век (8)
  • Барокко (3)
  • Древний мир (1)
  • Изобразительное искусство (119)
  • Тематические подборки (47)
  • Графика (46)
  • Живопись (37)
  • Путешествие в картину (5)
  • О художниках (1)
  • Художественная культура (118)
  • Фотография (75)
  • Скульптура (17)
  • Декоративно-прикладное искусство (16)
  • Креатив (5)
  • Современное искусство (4)
  • Архитектура (3)
  • История. (112)
  • Эпоха и нравы. (40)
  • Предметы из прошлого (12)
  • Великие личности (5)
  • Изобретения человечества (3)
  • Памятники древности (1)
  • Кругосветка (108)
  • Европа (37)
  • Памятники, фонтаны и скульптуры (27)
  • достопримечательности (25)
  • Азия (6)
  • Америка (6)
  • Памятники природы, парки и заповедники (4)
  • музеи мира (4)
  • Россия (4)
  • В мире женщин (73)
  • Знаменитые женщины прошлого. (39)
  • Секреты красоты (15)
  • Женские типы и профессии (13)
  • Идеал эпохи (8)
  • Магические штучки. (73)
  • Исполнение желания (15)
  • Гадания (14)
  • Привлечение денег (13)
  • Домашняя магия (7)
  • Легенды, предания, суеверия. (6)
  • Привлечение любви (4)
  • Волшебство простых вещей (4)
  • нумерология (2)
  • Заговоры (1)
  • Обретение здоровья (1)
  • Семейная магия (1)
  • Психология (61)
  • Взаимоотношения (35)
  • Саморазвитие (11)
  • Детская психология (1)
  • женская типология (1)
  • мужская типология (1)
  • Все для оформления дневника. (53)
  • Рамочки (23)
  • Мода (52)
  • Женские штучки (22)
  • Словарь моды (6)
  • Азбука стиля (5)
  • Прически (3)
  • Знаменитые кутюрье (2)
  • Кино. (39)
  • Знаменитые актрисы (12)
  • Зарубежные фильмы (9)
  • Отечественное кино (4)
  • Советское кино (3)
  • Снимается кино. (1)
  • Экранизация (1)
  • Сериалы (1)
  • Юмор (38)
  • Лирика (35)
  • Стихи (21)
  • Коротко о главном. (6)
  • Рецепты блюд. (30)
  • Сладкая выпечка (11)
  • Салаты и закуски (4)
  • Домашнее консервирование (2)
  • Кухня разных стран (1)
  • Детская тема (29)
  • сказочные места для отдыха с детьми (5)
  • игрушки (5)
  • мультики (2)
  • Воспитание без наказания (1)
  • Зверье мое (24)
  • Кошки (14)
  • Собаки (1)
  • всякие полезности (23)
  • Советы (15)
  • Нужные ссылки (3)
  • Этника (21)
  • Культура и быт. (5)
  • Национальный костюм (5)
  • Национальные праздники (3)
  • Народные традиции и обычаи (3)
  • Советская эпоха (20)
  • Наша жизнь (7)
  • Советское детство (6)
  • Старые фотографии (6)
  • Символы эпохи (4)
  • Мудрые мысли. (19)
  • О любви (3)
  • О счастье. (2)
  • Праздники (12)
  • Новый Год (7)
  • Пасха (1)
  • Тесты (12)
  • Интересное (11)
  • Общество (11)
  • Истории из жизни (7)
  • Неопознанное (10)
  • Призраки и духи (5)
  • Инопланетные цивилизации (1)
  • Эзотерика (8)
  • Ручная работа (4)
  • вязание (2)
  • (0)
  • (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понедельник, 31 Октября 2016 г. 11:24 + в цитатник

Это время, включающее года с 1920 по 1929 в историю вошло как « Ревущие двадцатые » или « Золотые двадцатые ».

Это десятилетие характеризовалось не только как эпоха джаза, эпоха промышленного переворота и небывалого расцвета, это было время небывалого подъёма преступности, порождённой "сухим законом". В те годы, наверное, каждый бродяга мечтал стать миллионером- и некоторые действительно становились ими.
Вместе с этим это и время расцвета гангстерских войн в Америке. Это – время Аль Капоне и Лаки Лучано, именно тогда были созданы многие известные и по сей день кланы и заложены основы современной американской мафии.

Атлантик Сити, Нью Йорк или Чикаго – огромные города, куда приезжают отдыхать миллионеры, члены знатных фамилий из Европы, именитые промышленники со всего мира. Сюда слетаются, как мотыльки на огонёк, жаждущие богатства и славы молодые парни и девушки, эмигранты оседают здесь в бедных кварталах, ожидая своего часа, когда они смогут перебраться на центральные улицы, на блеск и роскошь престижных кварталов, или же заработать состояние, не упустив своей удачи. Молодые люди заполняли ночные клубы и танцевальные залы. В результате того, что во время войны многим девушкам и женщинам пришлось заменить на рабочих местах мужчин, появилось большое количество работающих независимых и эмансипированных дам. Началась «эпоха женщин». Пожалуй, сложно найти другой такой исторический период, в который за столь небольшой временной промежуток произошли такие изменения в облике дам и в стиле их поведения. Процесс перемен усугубила первая мировая война, после которой мужчин оказалось меньше, а значит, женщины должны были привлекать к себе внимание более откровенными способами.

После Первой мировой наступило своеобразное похмелье: люди, пережившие ужасы танковых обстрелов и газовых атак, потерявшие родных, охотно забыли про тяготы войны и окунулись в красивую сказку. Сверкающая и гламурная эпоха джаза стала временем перерождения Америки во всех сферах — от экономики до моды.

Наиболее влиятельными модельерами в это время были Коко Шанель, Мадлен Вионне, Жанна Ланвен, начинает работать Эльза Скиапарелли.

Большое влияние на мужскую моду этого времени оказали такие личности как герцог Виндзорский и актеры Рональд Колман, Рудольф Валентино.

В моде воцарился роскошный и элегантный стиль Art Deco. В Европе и Штатах этому резкому стилю удалось стать по-настоящему тотальным, охватить все — от архитектуры до аксессуаров. При этом новая мода не была слащавой. Наоборот: геометрические линии ознаменовали конец женственного модерна. Внешне однородный, ар деко вобрал в себя множество направлений: элементы ориентальной и африканской культур, античные и ренессансные мотивы, французский придворный стиль XVIII столетия.

В женскую моду вошли струящиеся, расшитые бисером платья. Некоторые платья были подчеркнуто женственными: зефирными и воздушными, как наряды Мадлен Вионне — летящие полупрозрачные одеяния из шелкового муслина. Или туалеты, созданные Жанной Ланвен, чьим фирменным знаком считалась юбка-колокол. Однако эпоха уже требовала другого — функциональности. Это настроение тонко уловила Коко Шанель. В экспозиции есть несколько платьев — черных, декорированных скромно, но со вкусом.

Изменившийся ритм жизни, дальнейшее проникновение в повседневную жизнь автомобиля, телефона, граммофона, новые социально-экономические условия стирали грань не только между классами, но и полами. В моду входить стиль «унисекс», правда, в то время он назывался «la garconne» (по имени романа В. Маргеритта, чрезвычайно популярного в 20-х годах). Теперь современная девушка водила автомобиль, курила, играла в теннис и гольф, ярко красила губы и глаза, носила короткую стрижку, и ночи на пролет танцевала в модных клубах. Модницы носили свободную одежду и короткие юбки (а самые отчаянные надели мужские костюмы), которые должны подчеркивать угловатость мальчишеской фигуры.

В 1920-е женщины в рамках эмансипации научились публично курить и поправлять макияж. Немудрено, что зажигалки и минодьеры превратились в роскошные безделушки, которые не стыдно достать из сумочки.

После окончания Первой Мировой войны люди поняли, что тяжелые наряды викторианской эпохи слишком неудобны. Тогда в моду вошли короткие юбки, которые вызвали настоящую сексуальную революцию — женщинам наконец было позволено появляться в приличном обществе полуголыми. Начавшиеся в 20 м году изменения к 1923 переместили талию на место бедер, заменили пышные прически на короткие, укоротил длину платьев и ввели моду на яркий макияж, который до этого был знаком проституток и артисток мюзик-холла, что частенько было одним и тем же. Такая мода коснулась даже респектабельных пожилых дам, только в более смягченном варианте.
В эти годы женщина не только показала ноги, она открыла пятку ! Ранее дамы , выходя в свет, даже не думали о таком.

“Ревущие двадцатые” создали новый тип женщин – прожигательниц жизни. Их стали называть флапперами, или “хлопушками”. Она красивы, полны "апломба и независимости", увлечены спортом, обожают автомобили и многолюдные вечеринки, где как истинные флапперы наслаждаются тем, что пританцовывают под ритмы джаза с бокалом дорогущего шампанского. Многие из этих дам принадлежат к высшему обществу, но выбирают более смелый прогрессивный стиль жизни и одежды — яркий драматичный макияж и бордовый маникюр, соблазнительно облегающие, скользящие по гибкой статной фигуре наряды, и беззастенчиво глубокие декольте.

Идеал женской красоты претерпел сильные изменения, по сравнению с предыдущими эпохами. Теперь, в моде мальчишеская фигура, с плоской грудью, узкими бедрами и длинными ногами. Одежда этого периода должна была скрывать пышные формы.

Те дамы, которые не обладали хрупким телосложением, должны были носить корректирующие корсеты и грации, которые уплощали бюст и бедра. Девушки, имеющие стройную фигуру ограничивались бюстгальтером и поясом для чулок. Под короткими юбками носили панталоны «директория» с резинкой у колена или «французские» свободного кроя. Под платья надевали нижнюю рубашку длиной до колен с бретелями или короткую, похожую на жилет рубашку.

В начале 20-х годов юбки оставались довольно короткими, как и во время войны. Но позднее, кутюрье удлинили юбки. Самые длинные подолы юбок и платье достигали щиколоток. В моде были мешковатые платья до икр, которые на бедрах подвязывались поясом или шарфом. Верхняя часть платья ниспадала на заниженную талию в виде блузона или джемпера. Лиф платья был свободным, юбка у платья шилась прямой или со складками, могла быть плиссированной, вырез мог быть круглым, квадратным или V-образным. Плоский воротник лежал на плесах и имитировал шарф. Рукава у платья обычно шили длинные или ¾, с манжетами. Благодаря Коко Шанель появляются деловые и практичные платья и трикотажные костюмы.

Вечерние платья были без рукавов или на бретелях, с глубоким декольте спереди и сзади. К концу 20-х вечерние платья стали иметь длинный шлейф, боковые вставки или неровный край. Поверх платьев носили прозрачные шифоновые драпировки.

Покрой жакетов в начале 20-х слегка прилегающий, позднее прямой, однобортный или двубортный, с узкими втачными рукавами. К концу десятилетия стали встречаться костюмы тройки с пальто. В моду входят брюки.

Стиль «женщина-мальчик» также подчеркивала прическа. Длинные локоны были не в моде. Короткие волосы, завитки, чуть прикрывающие уши, пэйсы – подобные прически требовали маленькие головные уборы. Шляпки напоминали по виду горшок или ведро и плотно натягивались на голову. Они декорировались цветами, лентами. Универсальной шляпкой этого десятилетия была шапочка «клош», которая закрывала всю голову и уши.

Дамы обувались в остроносые туфли с глубоким вырезом из тонкой кожи и перепонкой, на устойчивом каблуке, с ремешками и застежками, чтобы они не слетали во время исполнения чарльстона или фокстрота, ботиночки на шнурках, сапожки. В 20-х годах появляются чулки телесного цвета, вечерние чулки перевиты золотыми и серебряными блестками.

В композиции костюма украшения начинают играть большую роль. Украшения перестают быть драгоценностями: броши, колье из искусственных материалов; искусственные цветы на головных уборах и платьях. Излюбленными украшениями 20-х становиться длинные нити жемчуга и горного хрусталя, броши и заколки, широкие браслеты, крупные серьги в геометрическом стиле, стиле модерн и арт-деко. Писк вечерней моды украшение – диадема.

В заключении стоит отметить, что увлечение спортом привело к тому, что появляется потребность в специальной спортивной одежде и многие кутюрье начинают создавать спортивные коллекции.

Мужской костюм делился на официальный и неофициальный. Мужской костюм состоял из сорочки, жилета, брюк, пиджака, галстука, шляпы, туфель. Неофициальныекостюмы носили на отдыхе, во время занятий спортом или охоты. Для официальных мероприятий по-прежнему выбирали смокинг, теперь он был двубортным, имел четыре пуговицы и накладные карманы с обтачным верхним срезом на бедрах. Самой распространенной тканью для мужского костюма был твид. Фланель был другой популярной тканью эпохи.

Пиджаки в 20-х годах были одно и двубортные. Спортивные пиджаки, чаще шились однобортными, а пиджаки для деловых костюмов – двубортные. Пиджак имел приталенный силуэт и узкие плечи, он был свободен в груди и облегающим в бедрах.

Сорочки имели съемные жестко накрахмаленные воротнички. Такие воротнички всегда были белыми, даже если рубашка была цветная. Воротник рубашки скреплялся галстучной булавкой, которая удерживала галстук от смещения. Галстуки могли быть различных расцветок, но популярным узором была диагональная полоска.

Спинка жилета была шелковая или из подкладочной ткани, а передняя часть из той, же ткани что и весь костюм. На спинке пришивался ремешок с пряжкой для подгонки по фигуре. Во время занятий спортом гораздо удобнее было носить трикотажные жилеты. В это время набирают популярность джемперы, которые стали частью спортивной мужской одежды.

Брюки в 20-х годах стали шить гораздо шире, чем в предшествующее десятилетие. Брюки имели отутюженную стрелку и защипы в поясе. Для игры в гольф стали носить широкие бриджи, а затем брюки-гольф, которые имели широкий напуск на голени.

Спортивный костюм дополнялся кепи, деловые костюмы дополнялись фетровыми и твидовыми шляпами.

После Первой мировой войны основным видом мужской обуви стали туфли. А самой популярной моделью мужских туфель были «оксфорды», не менее популярны были «дерби», «бифролл», «баркрофт». К смокингу надевали лакированные туфли.

Яркие носки с узором носили с бриджами и брюками гольф, с деловыми костюмами носили носки темных тонов, они могли быть шелковыми или хлопчатобумажными.

Читайте также:  Василий иванович охлобыстин дети

Мода «ревущих 20-х» позволила людям чувствовать себя всегда молодыми и беззаботными. Но это десятилетие безудержного веселья пролетело очень быстро, ему на смену пришла Великая депрессия, которая уравняла всех.
Расшитые золотом туалеты оказались вытеснены более строгими нарядами. Блеск бриллиантов померк, ар деко навсегда ушел в прошлое.

В США двадцатых годов прошлого века уровень потребления достиг невиданных масштабов. На фоне всеобщего процветания акции росли в цене ‑ за два года ценные бумаги подорожали в среднем на 40 процентов, в день торговались акции на $5 млн., что в 2,5 раза превышало предыдущие показатели. Американцы стремились использовать свой шанс и активно вкладывали деньги в корпоративные акции, надеясь сорвать большой куш на продаже.

Ажиотаж раздул огромный мыльный пузырь, и в « черный четверг » он лопнул, как и должно было случиться. В этот день значение индекса Доу-Джонса упало до 381,17, началась паника, держатели акций старались сбыть их по любой цене. 24 октября продали почти 13 миллионов акций, но индекс продолжал падать и опустился на 11 процентов.

Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии. Крах на бирже случался и раньше, но длились тяжелые периоды не больше четырех лет, в «черный четверг» начался отсчет 12 депрессивных лет.


Паника на Уолл-стрит.

В 30-е годы прошлого века в США не существовало сплошного учёта населения , не существовало ни паспортной системы, ни системы регистрации населения по месту жительства, по факту отсутствовала обязательная регистрация рождения и смерти у представителей власти.


Президенты США в период Великой депрессии.

Имя Герберта Гувера – президента США в годы начала депрессии – печально известно не только в связи с голодом, безденежьем и безработицей. «Гувервилями» называли города из лачуг, построенные специально для бездомных.


« Гувервилль » для бездомных.


«Гуверовская похлебка»

«Гуверовской похлебкой» звалась бесплатная еда в столовых. «Гуверовскими одеялами» были газеты, которыми укрывались обнищавшие американцы, «гуверовы свиньи» ‑ отловленные для пропитания зайцы, «гуверовы повозки» ‑ поломанные автомобили, в которые впрягали лошадей.

«Сухой закон», утверждённый 17 января 1920 года, откроет двери криминальному бизнесу. В них войдет и Аль Капоне, сильно потеснив других желающих. Он будет возить в Чикаго контрабандный алкоголь в гробах.


Аль Капоне 1930 год.

Но прибыль от торговли нелегальным спиртным надо было как-то легализовать и Капоне создает сеть прачечных. Там отмывали деньги от контрабанды алкоголем и прочего незаконного бизнеса. В 1930 году на пике теневой славы доходы синдиката Капоне составили $60 млн. Он сделал состояние на проститутках, гробах и прачечных. Покупал безнаказанность у полицейских, лояльность у политиков, молчание у журналистов. Единственные, кто добрым словом вспоминал его имя и желал здоровья были бедные и бездомные: для них по приказу Аль Капоне были открыты бесплатные столовые.


Бесплатные столовые.

Сумма биржевых потерь в «черную неделю» составила $30 млрд., что превысило все военные расходы США в Первую мировую войну. Основатель клана Кеннеди (отец будущего президента!) Джозеф Патрик Кеннеди продал все свои акции точно перед началом «Черного Вторника», причем по максимальной цене. Это дало аргумент последующим исследователям обвинять крупный бизнес в сговоре для обмана мелких вкладчиков.


Джозеф Патрик Кеннеди.

5 миллионов американских фермеров были согнанны банками с земель за долги и не обеспеченных правительством США ни землёй, ни работой, ни социальной помощью, ни пенсией по старости. Каждый шестой американский фермер попал под каток, лишенные земли, своего родного дома и имущества, люди шли в охваченную массовой безработицей, голодом и повальным бандитизмом, неизвестность.


Безработные Чикаго.

Начало Великой депрессии сопровождалось волной самоубийств среди биржевых брокеров и мелких вкладчиков. . Служащие отелей спрашивали у вновь прибывших гостей, не собираются ли те тихо покончить с собой в номере. В этом случае за отдельную плату предлагались услуги вызова полиции, скорой помощи или ритуального агентства.


Марш безработных. Торонто.

В 1932 году в Детроите полиция и частная охранная служба Генри Форда расстреляло шествие голодающих рабочих, которые проводили «голодные марши». Было убито 5 человек, десятки ранены, неугодные были подвергнуты репрессиям.

Женская мода в Великую депрессию кардинально изменилась – теперь дамам предлагались подчеркнутая талия, обувь на низких каблуках, удлиненные юбки и минимум макияжа. Чтобы сэкономить на одежде, женщины покупали больше аксессуаров.

В 1933 г. каждый четвертый американец был безработным, еще 25% работающим снизили зарплату и уменьшили продолжительность рабочего дня. Заработная плата составляла 5 долларов в неделю. Строили каналы, дороги, мосты, зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах страны. Эмпайер стейт билдинг, Крайслер билдинг, мост Golden Gate Bridge ( «Золотые ворота»), Рокфеллер – центр были построены во время депрессии.


Биржа труда .


Строительство Эмпайер стейт билдинг.


Golden Gate Bridge ( мост «Золотые ворота»).

Половина детей плохо питались, не получали медицинской помощи и были бездомными. Многие болели рахитом. Только в Нью-Йорке в 1931 г. было зарегистрировано около 2 тыс. случаев голодной смерти.

Не имея денег на билет, люди путешествовали на крышах поездов. Около 50 000 американцев получили травмы или погибли, перепрыгивая с крыши на крышу.

С начала Великой депрессии, страна охвачена танцевальными марафонами. Эти марафоны стали тем развлечением, которое могло отвлечь обедневший, голодный народ от насущных проблем. Для танцующих пар участие давало надежду на получение денежного приза. В 1935 году появилась игра «Монополия» ‑ воплощение народных фантазий о богатстве.

Диснеевский мультфильм «Три поросенка», снятый в 1933 году мультик учил американцев (поросят) объединяться, чтобы победить депрессию в образе волка. Американцы в трудные времена часто посещали кинотеатры. 75 млн. зрителей каждую неделю приходили в кино, чтобы посмотреть «Кинг Конга», «Унесенных ветром» или «Волшебника страны Оз».

Цветных американцев при сокращениях увольняли первыми. Больше остальных от Депрессии пострадали афроамериканцы. Негритянское население, которое к тому времени уже успело обосноваться в ряде крупных городов, пополнило армию безработной и бездомной нищеты. В стране резко усилился расизм, прошла новая волна физических расправ над черными. Только по официальным данным за 1929—1933 гг. было подвергнуто линчеванию 69 негров, это при том, что многие случаи такой жестокой расправы так и остались незафиксированными.

В 1935 г. в Америке появились известные всем «письма счастья», обещавшие быстрое обогащение. Неизвестно, кому принадлежала идея, но у почтальонов была работа.

Преступниками в то время становились еще недавно благонадежные граждане. Бонни и Клайд, Лестер Джозеф Гиллис по прозвищу «малыш Нельсон», Джон Джиллинджер, возможно они никогда не стали бы на скользкую тропу в других обстоятельствах.


Бо́нни Элизабет Па́ркер и Клайд Честнат Бэ́рроу.


Лестер Джозеф Гиллис «малыш Нельсон».


Джон Джиллинджер

Оригинал взят у kohama_natalia в Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 2 — Как это было. Редкие фото 30-х годов.

Жизнь американских гангстеров 1920-х годов

Безупречные костюмы, рискованные погони, подпольные казино, дорогие сигары и запрещенный алкоголь — именно такой мы представляем себе красочную жизнь легендарных американских мафиози, слава которых пережила и их самих, и эпоху расцвета организованной преступности в США. В преддверии российской премьеры фильма «Закон ночи» самое время вспомнить историю одного из ярчайших периодов гангстерской истории США.

Расцвет американского криминала пришелся на эпоху сухого закона — в 1920-м власти США под воздействием мощного пуританского лобби решают запретить коммерческое изготовление и продажу алкоголя на всей территории страны.

Двадцатые годы в США не зря зовутся ревущими — пережившая Первую мировую войну страна сталкивается с периодом небывалого экономического роста: на улицы выезжают сотни роскошных автомобилей, в жилых домах появляется электричество, и новые технологии, кажется, дают человечеству безграничную власть над миром.

Бурно развивается и массовая культура: сотни тысяч американцев слушают невероятно популярный джаз, миллионы не отрываются от новомодных радиопрограмм, а Голливуд словно с конвейера выпускает один киношедевр за другим. Именно в двадцатые закладываются и легендарные нью-йоркские небоскребы, построенные в привнесенном из Европы стиле ар-деко.

На фоне этого небывалого подъема и появилась идея поставить алкоголь вне закона. По замыслу сторонников реформы, запрет выпивки должен был вытащить богоспасаемую Америку из пучины порока и разврата и вновь наставить ее на путь истинный. Но власти жестоко просчитались: жители США любили промочить горло, и, если правительство запрещало им это делать, за дело брались те, кто мог утолить их жажду — американские гангстеры. Именно тогда из сборища негодяев возникли разветвленные преступные синдикаты и целые криминальные империи.

«Кто-то должен был залить эту жажду спиртным. Почему не я?» — вопрошал самый, пожалуй, знаменитый американский гангстер — Альфонсо Габриэль Капоне. Родившийся в семье бедных итальянских иммигрантов Аль Капоне в детстве помогал бруклинскому мафиозо Джонни Торрио. Повзрослев, однако, он женился и решил вести размеренную жизнь бухгалтера. Смерть отца в 1920 году помешала планам Аль Капоне: он перебрался в Чикаго к своему бывшему боссу, который контролировал нелегальный игорный бизнес и проституцию города.

Оценив умения своего старого подчиненного, Торрио сделал его партнером, а после покушения в 1925 году испугался за свою жизнь и перебрался в Италию, оставив Аль Капоне за главного. Новый босс быстро вошел во вкус — он перебрался в шикарный отель в Чикаго и стал сорить деньгами направо и налево. Журналисты того времени предполагали, что нелегальная империя мафиозо, включавшая к тому времени и масштабную операцию по производству и продаже нелегального алкоголя, приносила ему до 100 миллионов долларов ежегодно.

Пресса следила за каждым его шагом, он стал чрезвычайно знаменит. Многие простые люди считали его современным Робин Гудом — гангстер охотно жертвовал деньги благотворителям. О его роскошном бронированном «Кадиллаке» судачили на улицах, публика обсуждала его бриллиантовые поясные пряжки и кольца с огромными драгоценными камнями.

Народная любовь изменила ему в 1929 году: тогда в День святого Валентина переодетые полицейскими подручные Аль Капоне расстреляли семерых бандитов конкурирующей группировки в одном из гаражей города. Молва быстро возложила вину на известного мафиозо: именно тогда он обрел прозвище Враг государства номер один.

Громкое преступление привлекло внимание президента Герберта Гувера: он потребовал от правоохранителей предпринять все возможное для заключения знаменитого гангстера за решетку. В 1931 году следователи смогли собрать достаточно доказательств: ему предъявили обвинения в уклонении от уплаты налогов. Традиционная тактика — взятки и запугивание — не сработали: судья в последний момент полностью сменил присяжных. Аль Капоне был приговорен к 11 годам тюрьмы.

В неприступной тюрьме Алькатрас некогда грозный босс мафии начал страдать от нейросифилиса: его умственные способности стали стремительно угасать. Освободившись через шесть с половиной лет, он три года провел в клинике для душевнобольных, а затем переехал к жене, с которой и прожил до смерти в 1947 году. У Капоне было множество поклонников и последователей, но именно Великий Аль стал лицом гангстерской Америки для всех последующих поколений.

В то время мафиози процветали на всей территории США: одной из самых «мокрых» — удобных для любителей выпить — точек на карте страны стал город Тампа в штате Флорида.

Там в это время силу набирает итальянская мафия: сумев прибрать к рукам десятки мелких винокуренных заводиков, она потеснила традиционных хозяев города — кубинцев и испанцев. Но город прочно контролируется Чарли Воллом — неофициальным королем Тампы. Волл, выходец из богатой семьи, к 1920-м годам прибрал к рукам почти все нелегальные игорные заведения с невероятно популярной в то время лотереей «болитас».

Используя свои возможности, Волл установил полный контроль над властями города — никто не выигрывал выборы без его благословения, ни одно важное решение не принималось без его ведома. Когда купить выборы он не мог, его люди пачками бросали в урны правильно заполненные избирательные бюллетени. Конкурентов ждет незавидная судьба: минимум шесть человек будут убиты при попытке пошатнуть власть некоронованного монарха.

Именно туда отправляется главный герой спродюсированного в том числе и Леонардо Ди Каприо («Волк с Уолл-стрит», «Из пекла») фильма «Закон ночи». Сын капитана бостонской полиции Джо Коглин (его сыграл режиссер ленты Бен Аффлек), как и сотни тысяч соотечественников, возвращается домой с фронтов Первой мировой и понимает, что с отцом ему не по пути — молодого мужчину манит жизнь вне закона.

Вступив на преступный путь в северном Бостоне, Джо нарушает одно из главных неписаных правил и переходит дорогу крупному мафиозному боссу, соблазнив его подружку и похитив его деньги. Он попадает в тюрьму и после освобождения вместе с командой верных ему головорезов перебирается в жаркую Флориду, чтобы свести счеты с обидчиком…

В реальной жизни итальянская семья Траффиканте бросит вызов Воллу и погрузит город в эру крови, а в 1955 году его изобьют битой и перережут горло, но Джо Коглин этого не узнает — его в Тампе ждет своя история.

Сухой закон, конечно, снизил уровень потребления алкоголя в стране примерно на 30 процентов, однако нанес непоправимый ущерб безопасности общества. Лишь за первые два года после запрета алкоголя количество зарегистрированных преступлений выросло на 24 процента. Резко увеличилось употребление наркотиков, во многих городах целые полицейские департаменты подверглись разлагающему воздействию коррупции.

Самым значительным последствием, пожалуй, стало именно усиление преступных группировок, их превращение во всесильные параллельные властные структуры. Даже отмена сухого закона уже не могла нанести им большого урона: многие банды переключились на другие сферы, например строительство.

Но именно этот период подарил миру образ гангстерской Америки, которая всех ее проявлениях — с элегантными костюмами, роскошными автомобилями, потрясающими природными красотами, пьянящим сигарным дымом и атмосферой постоянного риска — нашла свое отражение в «Законе ночи» благодаря блестящей работе оскароносной съемочной группы Аффлека.

В нее вошли трехкратный обладатель высшей кинонаграды оператор-постановщик Роберт Ричардсон («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Авиатор», «Хранитель времени»), номинированный на «Оскар» художник-постановщик Джесс Гончор («Железная хватка», «Охотник на лис»), оскароносный монтажер Уильям Гольденберг («Операция «Арго») и номинант «Оскара», художник по костюмам Жаклин Вест («Загадочная история Бенджамина Баттона», «Операция «Арго»).

В современной Америке осталось не так много следов гангстерской эпохи 20-30-х годов — разве что небоскребы в стиле ар-деко помнят многих знаменитых мафиози прошлого — но «Закон ночи» позволит зрителям окунуться в то время, когда добрым словом и пистолетом можно было добиться куда больше, чем просто добрым словом.

Ссылка на основную публикацию
Loreal история компании
Suggestions for for: Поиск История Ваше сообщение невозможно отправить. Проверьте правильность заполнения всех обязательных полей. ОТПРАВИТЬ ЭТУ СТРАНИЦУ ДРУГУ Адрес...
Adblock detector