Адыгейский национальный костюм описание

Адыгейский национальный костюм описание

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины — красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников — модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская — черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех — шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

Мужской костюм."Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Читайте также:  Вышить глаза кукле гладью

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:

Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):

4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

5. Черкесска детская:

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера "Путешествия на западный Кавказ", 1838)

7. Девичий костюм западных адыгов

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)

В центре кадра историк Заурбек Кожев:

10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи

12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

На фото руководитель ансамбля танца "Хатти" Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:

Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен;
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный —
Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный.
Гроза беспечных казаков.
(c) А.С.Пушкин

18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении

19. Женский адыгский костюм

20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла "Дневник пребывания в Черкесии", 1837)

22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

24-25. Женский адыгский костюм

26-27. Женский адыгский костюм

28. Женский адыгский костюм

29-30. Мужской адыгский костюм

31-32. Концертный костюм

Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa , там детали сфотографированы крупно!

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающей о его обычаях и истории развития. Многие люди могут не знать подробностей развития таких малознакомых стран, как Шотландия, но при виде одетого в клетчатую юбку мужчины практически у всех всплывает в голове название «шотландский килт».

Об одной из многочисленных национальностей России, живущей на Кавказе, черкесах, или как их еще называют адыгах, могут рассказать расшитые золотом женские и мужские костюмы. За свою манеру одеваться этот народ получил заслуженное звание «законодателей кавказской моды».

Особенности адыгейского национального костюма

Окончательный вариант своего костюма адыги продемонстрировали в конце восемнадцатого века. С тех времен он носит общее название — адыгафаша. До этого, как показывают результаты раскопок, свою одежду черкесы украшали золотыми и серебряными нитями, шили из дорогих и благородных тканей – бархата и шелка.

Современный костюм также нельзя назвать скучным и однообразным, его по-прежнему украшают узоры из золота и серебра, а предпочтительным цветом верхнего женского платья является красный.

Справка! Как и в большинство народных костюмов, национальная черкесская одежда имеет гендерное разделение. Мужская одежда носит название черкеска, женская – сае.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающей о его обычаях и истории развития. Многие люди могут не знать подробностей развития таких малознакомых стран, как Шотландия, но при виде одетого в клетчатую юбку мужчины практически у всех всплывает в голове название «шотландский килт».

Об одной из многочисленных национальностей России, живущей на Кавказе, черкесах, или как их еще называют адыгах, могут рассказать расшитые золотом женские и мужские костюмы. За свою манеру одеваться этот народ получил заслуженное звание «законодателей кавказской моды».

Особенности адыгейского национального костюма

Окончательный вариант своего костюма адыги продемонстрировали в конце восемнадцатого века. С тех времен он носит общее название — адыгафаша. До этого, как показывают результаты раскопок, свою одежду черкесы украшали золотыми и серебряными нитями, шили из дорогих и благородных тканей – бархата и шелка.

Современный костюм также нельзя назвать скучным и однообразным, его по-прежнему украшают узоры из золота и серебра, а предпочтительным цветом верхнего женского платья является красный.

Справка! Как и в большинство народных костюмов, национальная черкесская одежда имеет гендерное разделение. Мужская одежда носит название черкеска, женская – сае.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.
Читайте также:  Bvlgari кольцо женское

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины — красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников — модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская — черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех — шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

Читайте также:  Бритни спирс нарощенные волосы

Мужской костюм."Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Адыгейский национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев. Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Кедахежева Сусанна КазбековнаНаписать 2246 01.04.2018

Номер материала: ДБ-1389677

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    01.04.2018 237
    01.04.2018 128
    01.04.2018 267
    01.04.2018 210
    01.04.2018 279
    01.04.2018 158
    01.04.2018 73
    01.04.2018 172

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Loreal история компании
Suggestions for for: Поиск История Ваше сообщение невозможно отправить. Проверьте правильность заполнения всех обязательных полей. ОТПРАВИТЬ ЭТУ СТРАНИЦУ ДРУГУ Адрес...
Adblock detector